<< | Булат ГАЛЕЕВ
ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
Иронические мемуары
Сидел я как-то на пенёчке с авторучкой набекрень и решил окончательно: нет, не позволительно пользоваться таким вот, скажем, общепринятым названием: “Моя жизнь в киноискусстве”. И не только потому, что сам Константин Сергеевич Станиславский убедительно намекал: не себя, мол, любите в искусстве, но искусство в себе, а его напарник, коллега, соисполнитель, субподрядчик Немирович-Данченко постоянно поддакивал ему киванием своей лохматой бороды: скромнее надо быть, господа!.. Скромности-то хватает, не в скромности дело. Ибо – ну и что, если фильм мой первым из Татарстана, причём ещё давным-давно, получил награду международного кинофестиваля? Ну и что, если и нынче киноискусство республики за рубежом мне приходится представлять чаще, чем всем её кинематографистам вместе взятых?
ФИЛЬМЫ НАШЕГО ДЕТСТВА Родился я перед самой войной в Ташкенте. Жил там, где сейчас находится стадион “Пахтакор”. По узким переулкам семенили короткими ножками в пыли серые ослики. Брели величавой поступью, с вывернутыми суставами и с надменной нижней губой, верблюды. По стенам глинобитных домов ползали скорпионы, их топили в каком-то желтоватом масле, получалось противоядие. В заросших виноградом дворах древние узбеки с утра до ночи безмолвно в позе высохшего от жары лотоса курили кальян, что-то булькало временами в их длинных трубках. Я рано начал ходить в школу, далеко, при авиационном заводе, – через базар Шайхантаур. На его территории находилась киностудия, вероятно, “Узбекфильм”. Перед её дверью, замирая от робости, проходил всегда молча, – как и перед находящейся рядом мечетью. Напротив базара за колючей проволокой в два ряда пленные немцы строили
|
новый театр. На пропаханной полосе буйно цвели нетронутые алые маки, мы проползали за ними – под проволокой. Охрана лениво улыбалась, немцы разговаривали с нами, маленькими узбечатами, не по-нашему: “киндер-шминдер”, показывали фотоснимки своих “киндеров”, дарили самодельные игрушки. Рядом громоздилось серое здание старого театра, кажется, имени Хамзы. В одном из его многоэтажных подъездов размещались кинозал и, вероятно, хранилище плёнок. Плёнка тогда использовалась горючая. Случился пожар, всю ночь из окон вылетали на огненно-хвостатой реактивной тяге банки с киноплёнкой. Театр сгорел дотла. Так родилось первое моё восприятие кино: это дело серьёзное. Затем произошло страшное ашхабадское землятрясение. Ташкент заполонили раненые, беженцы. В народе бродили слухи: американцы бросили на столицу Туркменистана атомную бомбу. Тряхнуло несколько раз и Ташкент. Горизонт в зареве, лай собак, ослы кричат истошно, стены в трещинах. Графин падает сам со стола... Это мои последние впечатления о Ташкенте. Родители подумали и решили переехать в Казань, на родину отца.
Скачать полный текст в формате RTF
| >> | ||
| |||||
"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 9-10 2005г. |