<<

Андрей КАНАВЩИКОВ

 

 

РАСФОКУСИРОВКА

 

 

Перечитывал “Юдаизм” Василия Васильевича Розанова. В очередной раз наткнулся на всегда меня потрясающий кусок про микву. Странное чувство омерзения, стыда за чужие несуразности и в то же время ощущение какой-то непреодолимой, фатальной логики:
“Едва ли вы, русские, – рассказывает Цейхенштейн (и согласно с ним Литвин), – имеете понятие об еврейской знаменитой микве, составляющей религиозную необходимость, как для мужчин по пятницам и другим канунам годовых праздников, так и для женщин после ныды, т.е. после периода месячного очищения, без которой – этой пресловутой миквы – муж не вправе приближаться к жене для сношений...”. Следовательно, мы микву прямо можем рассматривать, как очищающее и разрешающее сношение омовение, или, пожалуй, – как освящение водою на сношения. <...> Так называемая миква – это купальня... В вырытую глубоко в земле квадратную яму, длиной и шириной саженей 4-5, опущен на железных цепях деревянный ящик, размером немного меньше самой ямы, так что этот ящик, пол которого продырявлен для набирания в себя подпочвенной колодезной воды, крепко стоит на своём месте, едва заметно качаясь. Дабы купальщикам и купальщицам было удобно мыться и в холодное время, в помещении над купальней устроена печь, в которую вмазан большой, объемистый, чугунный котёл, из которого посредством одной или двух труб впускается в купальню, по мере надобности, горячая, кипящая вода. К ней, самой купальне, сверху идет узенькая лестница, ступеней в 15-20, – вот, в сущности, все устройство этой миквы, о которой не стоило бы говорить, если бы не вот что:
“Суть дела в том, что от этой купальни несет такое нестерпимое зловоние, что непривычному человеку не только что мыться в ней, – мимо идти нельзя, не зажавши рот и нос. <...> Происходит же это зловоние оттого, что в купальне, в одну пятницу, перебывают тысячи человек; и весь этот люд, каждый особо, оставляет там накопленный на его теле в течение недели грязный вонючий пот. <...> Несмотря на все это, т.е. на ужасное зловоние, евреи с особым наслаждением моются в этой микве, окунувшись с головой по несколько раз в омерзительной влаге, произнося каждый по несколько раз с особым чувством и расстановкой – леховед шабес, т.е. в честь субботы. Мало того, они, блаженные евреи, после себя, перед сумерками, посылают туда своих жён, чтобы они поочистились...” <...>
Литвин добавляет, что в резервуаре этом вода... не переменяется по нескольку месяцев... <...> Но что же делает воду “святою”? Почвенность ее? но ее разбавляют горячею водою, уже, очевидно, не почвенною. Самые погружения ее и освящают (наша гипотеза), они создают священство воды: и здесь разгадка, зачем ее несколько месяцев не меняют, пока она не становится почти липкою и совершенно более неудобною для погружения...”
И почти одновременно с томиком Розанова на глаза попались заметки про общину американского ученого Лоутона, которая существовала в США в 30-е

 

 

 

 

годы прошлого века на границе с Мексикой. Психолог Принстонского университета Джордж Лоутон выдвинул гипотезу соответствия внешнего и внутреннего мира людей. Нечто в стиле “Портрета Дориана Грея”: совершающий уродливые поступки уродлив и внешне, а красота лица является следствием духовной красоты. Община при лаборатории Лоутона процветала. Красавцы и красавицы с идеальной генетической составляющей жили в мире, счастье и гармонии, рожали красивых и здоровых детей. Но идиллия продлилась недолго. Раздались крики о “расизме”, “фашизме”, членов общины Лоутона люди, не попавшие в неё, убивали, уродовали, насиловали, наконец, натравили на “человеконенавистническое логово” полицию, которая и довершила погром.
Казалось бы, в чём связь? Иудейская миква и какая-то маловразумительная американская утопия. Купание в липкой воде и одно из многих практических проявлений моды, расцвёвшей на волне увлечения евгеникой и генетикой. Впрочем, всё это об одном и том же. Два очередных произвольных примера на глобальную тему: что же в человеке есть его личного, а что ему до конца не принадлежит. И насколько отдельный человек вправе говорить о своей самодостаточности, без определённой национальной идентификации, без некоей внешней оправданности усилий.
Иудеи рвались в свою микву, хоть грязную, хоть липкую потому, что посредством неё индивиды физически сообщались между собой, происходил телесный, биологический контакт тысяч отдельных людей. Нация вырабатывала здесь свой идеал единения – через религию и дальше – вплоть к осознанию всех вместе как одной большой семьи. Здесь же происходило биологическое взаимопроникновение различного человеческого материала друг в друга. Мы обмениваемся своим “я”, энергетикой, своими болезнями или здоровьем даже в толкучке метро, даже в магазине, библиотеке, даже на улице, а чего уж говорить о ситуации, когда этот обмен идёт напрямую от тела к телу, когда вода выступает простым посредником, накапливающем тонкую информацию от различных телесных структур.
Иудеи в микве как бы перемешивались в одно большое тело. Ну, а там, где едино тело, там едина и душа, поскольку два этих понятия неразделимы. Так и единая жизнь в общине Лоутона вовсе не была лишена своей разумной составляющей. Это ведь ни для кого не секрет, что существуют целые династии преступников и вырожденцев. Например, казнённый в 2000 году в Техасе за двойное убийство Уильям Джонсон не просто вырос в семье потомственных уголовников, в тюрьме неоднократно сидел его старший брат, племянники, а сестра промышляла ремеслом навод

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 7-8 2005г.