<<

Борис КУНИЦЫН

 

“ПОЭЗИЯ,
СОМКНУТАЯ
В СОБСТВЕННОМ
БЫТИИ”

 

Пространство отечественной поэзии поистине безгранично. Оно вмещает в себя имена не только гениев, имеющих общенациональное значение – Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Есенин, Высоцкий... Не только выдающихся поэтов “золотого” и “серебряного” веков русской поэзии – Жуковский, Баратынский, Блок, Гумилёв... Не только поэтов, чьи имена привычно и заслуженно сочетаются с эпитетами известный, замечательный, крупный и т.д., но также имена поэтов мало, а то и вовсе неизвестных широкому кругу читателей. Поэтическое творчество таких поэтов обычно не являлось главным родом их деятельности. Как правило, они не стремились к громкой литературной славе, редко публиковались, а их публичные выступления чаще всего ограничивались узким кругом родных и единомышленников. Среди поэтических сочинений таких “непрофессиональных” поэтов встречаются стихи, отмеченные поразительной глубиной мысли и “пушкинской” ясностью её выражения, неподдельной искренностью в передаче личных переживаний и яркой художественности в её передаче, что, собственно говоря, и составляет суть поэтического таланта.
К ряду таких поэтов можно отнести внука известного поэта из пушкинской плеяды Евгения Баратынского – Александра Николаевича Баратынского (1867–1918). У почитателей музы Евгения Баратынского, безусловно, вызовет понятный интерес то, насколько близки оба поэта и по своему мироощущению, и по художественным средствам, и по образу мыслей. Иван Киреевский довольно точно определил свойство поэзии Евгения Баратынского, как “поэзии, сомкнутой в своём бытии”. Думается, что эти слова можно отнести и к поэзии его внука Александра, которая отразила драматический опыт его жизни. По сути дела, его стихи – это род дневника духовной жизни автора. Современный читатель не найдёт в стихах А.Баратынского каких-либо заметных и прямых реминисценций, навеянных поэзией его славного деда, но духовное и нравственное влияние глубокого поэта-философа Е.Баратынского весьма ощутимо. Общим свойством обоих поэтов является высокая моральная чистота их поэзии. Стихотворения А.Баратынского не нуждаются в каких-то особых комментариях. Они ясно раскрывают и религиозное мироощущение поэта, и переживания его личной трагедии, и его гражданскую позицию.
Глубже почувствовать и понять внутренний мир А.Н.Баратынского поможет краткий очерк его биографии. Он родился в 1867 году в Казани, где и протекла значительная часть его жизни. Его отец, Николай Евгеньевич Баратынский, был в Казанской губернии известным земским и общественным деятелем: несколько сроков был баллотирован Предводителем дворянства Казанского уезда, энергично содействовал

 

 

 

развитию просвещения, местных промыслов, строительству больниц и земских учреждений. В ведении собственного хозяйства был образцовым землевладельцем, заботящимся не только о собственных выгодах, но и о благе работающих по найму крестьян. Весьма содержательные мысли о прошлом, настоящем и перспективах помещичьих экономий были им изложены в статьях, опубликованных столичными журналами и в книге “Из губернии”, вышедшей в 1887 г. Приведём отрывок из неё, в котором, по сути дела, было изложено одно из главных жизненных правил Н.Баратынского: “Расчётливый хозяин заинтересован в том, чтобы у соседей-крестьян сумма доходов от их надела и заработков... вполне покрывала все нужды крестьянских семей, т.е. ему не расчётливо пользоваться случаями для понижения цен на труд; зато он в высшей степени заинтересован в том, чтобы окружающие его крестьяне не теряли энергию к труду, чтобы в них была развита честность, добронравие, дисциплина, понятливость; чтобы в среде крестьян были мастеровые: кузнецы, слесаря, плотники, столяры... и пр. Для того, чтобы народ не оскудевал, землевладелец заинтересован в том, чтобы не развивалось в районе его кругозора, с одной стороны – кулачество, кражи, грабежи, с другой стороны – болезни, знахарство, суеверие”. (“Из губернии”, С-Птб, 1887, с. 62). Тех же принципов придерживался и его сын Александр, поэтому неудивительно, что серьёзные крестьянские волнения 1905–1907 годов, прокатившиеся по России, и в том числе по Казанской губернии, обошли стороной Казанский уезд и тем более имение Баратынских.
Менее известным, чем публицистический, был поэтический талант Н.Е.Баратынского. В 1882 году он издал на собственный счёт сборник своих стихов “Друзьям на память”, разошедшийся между родных и близких друзей. В простых, без особых поэтических изысканностей стихах передана трогательная любовь к родной природе, к “лучшим старинным преданиям дворянства”. Впоследствии его сын Александр перенял эту традицию и опубликовал также за свой счёт два сборника стихотворений под таким же названием – “Друзьям на память”. В первый сборник (1904 г.) он включил стихи своей жены Надежды, во второй (1914 г.) свои собственные. Тираж каждого издания не превышал 100 экземпляров.
Мать Александра Николаевича Ольга Александровна была дочерью известного учёного-востоковеда, профессора Казанского, а затем Петербургского университета и декана восточного факультета Александра Касимовича Казем-бека, происходившего из знатного и древнего персидского рода.
Благородное родословие Александра позволило ему поступить в привилегированное закрытое Училище Правоведения, выпускники которого занимали высшие должности в административной и судебной власти, на дипломатической службе. Училище могло гордиться своими культурными традициями. Среди его выпускников были известные деятели отечественной литературы и музыки: поэт и публицист Иван Сергеевич Аксаков, великий композитор Пётр Ильич Чайковский, поэт Алексей Николаевич Апухтин. На одном из литературно-музыкальных вечеров Александр познакомился с очаровательной учащейся Смольного института Надеждой Шиповой. Её внутренний мир был так же прекрасен, как и внешняя красота. Молодых людей сближала общая любовь к музыке и поэзии. Увлечение вскоре переросло в более сильное

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 5-6 2005г.