<< 

чувство и после окончания Училища Александр и Надежда обвенчались. Александр не планировал дипломатической карьеры, его более интересовали реформы в области земского управления и судопроизводства. Службе на поприще юриспруденции он посвятил девять лет своей жизни, закончив карьеру юриста в должности товарища прокурора Симбирского окружного суда. В 1898 году скончался его отец, и Александра Николаевича избрали Предводителем дворянства Казанского уезда, должность которую до этого занимал Николай Евгеньевич. Эту должность, ставшую как бы наследственной для Баратынских, Александр занимал с небольшим перерывом вплоть до 1917 года, когда был упразднён этот институт власти. Перерыв был вызван тем, что Александра Николаевича избрали в 1908 году членом Государственной Думы третьего созыва от умеренно-монархической “Партии 17 октября” (лидеры партии А.И.Гучков, М.В.Родзянко). Деятельность А.Н.Баратынского в Думе, равно как и в земстве, была в основном связана с делами народного образования и местного самоуправления. Он отстаивал идеи реформирования образования с целью приближения его к нуждам и требованиям современной жизни, к большей его демократизации, расширению сети профессиональных училищ. По своим убеждениям он не был сторонником радикальных политических и экономических преобразований, грозящих непредсказуемыми общественными потрясениями, считая, что опережающими и приоритетными должны быть задачи поднятия образования и культуры всех сословий.
Во время революционных событий в октябре 1905 года в Казани представители социалистических партий и кадетов на волне организованных выступлений учащейся молодёжи и рабочих, пользуясь растерянностью властей, взяли на два дня власть в городе. Придя в себя, власть при поддержке горожан из так называемой “чёрной сотни” подавила это революционное выступление. В те драматичные дни А.Н.Баратынский убеждённо выступает в обоих станах. Вразумительными, спокойными речами он помогает остудить распалённые страстями слишком горячие головы и предотвратить бессудные расправы над мятежниками. В тот раз удалось избежать большой трагедии.
Дом Баратынских в Казани и их усадьба в Шушарах долгое время были одним из самых заметных культурных центров. Среди их гостей были известные писатели, музыканты, художники: Н.Г.Гарин-Михайловский, С.В.Рахманинов, Н.И.Фешин... Проводились музыкальные и литературные вечера, игрались любительские спектакли классического репертуара и собственного сочинения, в которых принимали участие члены семьи Баратынских, сам Александр Николаевич сочинял и исполнял музыкальные произведения. В памяти многих людей долго сохранялся праздник, посвящённый столетию со дня рождения А.С.Пушкина, подготовленный Баратынскими, в котором принимали участие и крестьяне окрестных деревень.
Общественная деятельность А.Н.Баратынского была весьма разносторонней. Он был членом Губернского экономического и училищного Советов, активным членом попечительского совета Мариинской гимназии (впоследствии училища), членом городского комитета попечительства о народной трезвости, Председателем Казанского отделения Императорского Русского музыкального общества. Известно также его де

 

 

 

ятельное участие в подготовке и проведении промышленных и художественных выставках.
В 36 лет Александр Николаевич переживает глубокую личную трагедию. Ухаживая за больным ребёнком, его жена Надежда Дмитриевна заразилась скарлатиной и скоропостижно скончалась. Отчаяние Александра Николаевича было так велико, что он был близок к тому, чтобы уйти из жизни, уйти в монастырь, уйти в полное забвение. Его дочь Ольга Ильина в автобиографическом романе “Белый путь” свидетельствует: “Однажды я слышала, как мой отец сказал: “Забвение – это ложь неудачника и труса, а я не неудачник и не трус”. В то трудное время глубокая вера и мистическое чувство помогли ему выжить самому и наполнить верой и смыслом жизнь его детей. Переживания, связанные с потерей любимого человека переданы с большой силой в элегиях, посвящённых памяти Надежды Дмитриевны.
Александр Николаевич пережил свою Надежду на 15 лет. В грозное лихолетье гражданской войны его постигла участь многих русских интеллигентов – он пал жертвой красного террора. Его жизнью, фактически единолично, распорядился председатель Казанской ВЧК Мартин Лацис(Судрабс). (Адская машина, верой и правдой которой служил “борец за народное счастье” М.Лацис, заглотила и его самого. В 1937 году он был, как принято писать “незаконно репрессирован и расстрелян”.) Несмотря на ходатайства многих простых людей, крестьян, учительниц, Александр Николаевич был расстрелян в ночь на 19 сентября 1918 года. Виной этого прекрасного человека было его дворянское происхождение. О последних днях и часах, достойно встретившего смерть А.Н.Баратынского, собрала свидетельства от очевидцев его дочь Ольга Ильина и поведала в своём автобиографическом романе “Канун Восьмого дня”. Трагически оборвались жизни и его сыновей. Младший сын Александр погиб на поле сражения Гражданской войны, старший сын Дмитрий погиб в ходе репрессий 30-х годов.
В мае 2004 года на презентации книги О.Ильиной “Канун Восьмого дня”, устроенной Национальным музеем Республики Татарстан, автор этих строк случайно стал свидетелем разговора двух пожилых женщин. Они оказались бывшими жителями села Шушары, где находилось имение Баратынских, а их родители – простые крестьяне хорошо знали и самого Александра Николаевича, и его мать, и его сестёр, у одной из которых Ксении учились в сельской школе. Добрая память родителей о семье Баратынских передалась и их детям. Каждый год и не только в Родительское Воскресение приходят на могилы Баратынских, ставшие им такими же близкими, как могилы их родных, простые русские женщины.

г. Казань

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 5-6 2005г.