<< | плохо: “Время войне и время миру”. Но она тут же нейтрализуется окончательным пессимистическим выводом: “Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”. Но все же писателю милее “древняя тишина” русского космоса, о которой он пишет в поэтичном “Кетском сне” из последних “затесей”: “И тишина, тишина. Боже, как, оказывается, человек истошнился от шума, гама, лязга городского, как сердце его усталое радуется первозданной тишине, еще умеет радоваться”. И далее: “На обратном пути шли мы низко и с озера подняли лебедей, гусей, мошкой роящихся уток, и я подумал: “Птицы вы мои милые, скоро отлет вам, и вас только в Красноярске ждет сто тысяч зарегистрировавшихся и тучи незарегистрированных диких стрелков по всей Руси, да и по всему вам враждебному миру. Кормитесь, милые гуси, летайте. Здесь, где еще царит кетский сон и земная благодать... Прощай, Кетское озеро! Прощай кетский сон. Суждено ли мне еще раз внять тишине этого прекрасного мироздания?” Но если бы все дело было в осенних листьях, гусях и озерах! Дисгармония царит в культуре и литературе. И во многом тут виновато постмодернистское ухарство, чей пьяный разгул начался с ерофеевской “поэмы” “Москва – Петушки”. И это В.Астафьев тоже почувствовал, уже на склоне лет записав: “Первой “ласточкой” будущей литературы той страшной правды, которой сам наш народ не в состоянии осознать, конечно же, является разнузданная, плохо написанная (она и не написана, а выблевана) книжонка “Москва – Петушки”. Если это прообраз будущей литературы, а, судя по восприятию пьяной книги, так оно и есть, то, значит, наши потуги сделать жизнь лучше, образумить человека, хоть чуть-чуть усовершенствовать и направить в русло, созидающее его мысль, значит, все было напрасным, мартышкиным трудом. Возможно, литература XXI века будет отпеванием человечества, отображением его полного банкротства и краха” (“Затеси”: “Мысли ко времени”, 2001 год). Вот чтобы этого не случилось, надо вспомнить о традициях русского космизма, синтетических, объединяющих функциях философии вообще, которая должна учить любви не только к мудрости, но и к миру, в котором человек живет. Здесь философия неизбежно объединяется с религией и литературой. Но важно и найти ту меру, которая не превысит законов гармонии и художественного вкуса или не превратит любовь в ненависть и ожесточение или отрешение от жизни в соблазнительных мирах иллюзий и прочих “фэнтези”. Книга Эдуарда Бальбурова как раз об этом – о вечных ценностях одухотворенного разума. Это призыв к возвращению не назад, в “прошлый” модернизм, а к вечному, вне времен и эпох. А, в конечном счете – вперед, к новым ликам и образам воскрешаемого в литературе русского космоса и его поэтической философии. г.Новосибирск
| | ДиН память Марина ЦВЕТАЕВА * * * Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, – Все жаворонки нынче – вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: “Мой милый, что тебе я сделала?” И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь: Не ждите ни суда, ни милости. Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: “Мой милый, что тебе я сделала?” Вчера еще в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, – Жизнь выпала – копейкой ржавою! Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу: “Мой милый, что тебе я сделала?” Спрошу я стул, спрошу кровать: “За что, за что терплю и бедствую?” “Отцеловал – колесовать: Другую целовать”, – ответствуют. Жить приучил в самом огне, Сам бросил – в степь заледенелую! Вот, что ты, милый, сделал – мне. Мой милый, что тебе – я сделала? Все ведаю – не прекословь! Вновь зрячая – уж не любовница! Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница. Само – что дерево трясти! – В срок яблоко спадает спелое... – За все, за все меня прости, Мой милый, что тебе я сделала! | | >> |