<< 

Анна РЫЖКОВА, 17 лет, выпускница Красноярского литературного лицея

 

ПУШКИН И СУДЬБА: “ПОВЕСТИ БЕЛКИНА”

 

1.

В литературоведении “Повести Белкина” часто называют “загадочными” (С.Г.Бочаров), “наименее прояснёнными” (Е.Н.Купреянова); встречаются и такие отзывы, которые характеризуют “Повести” как “нерешённую проблему” (В.Г.Одиноков) и даже “пробный камень литературоведческой и критической интерпретации” (С.Г.Бочаров). Читателями давно замечено, что повести не поддаются пересказу, настолько неясны, запутаны, витиеваты на первый взгляд их сюжеты. Б.М.Эйхенбаум описал эту особенность “Повестей Белкина” как несовпадение композиции с фабулой: “При простой фабуле получается сложное сюжетное построение”. Некоторые, наоборот, считают и сюжет, и композицию, и образную систему произведения настолько простыми и ясными для читательского восприятия, что даже не рассматривают “Повести Белкина” как объект глубокого литературоведческого исследования. Так полагают многие последователи В.Г.Белинского, который писал: “Эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия <...>, но они не художественные создания, а просто сказки и побасёнки”. Столь очевидная полярность оценок позволяет нам с еще большей уверенностью предполагать, что “Повести Белкина” действительно содержат такие мотивы, которые не поддаются поверхностной интерпретации.
Говоря о болдинской осени как о кульминации творческого пути Пушкина, мы подразумеваем, что к 1830 году духовный мир поэта представлял собой сформировавшуюся, хотя и очень подвижную, систему мыслей, идей, образов (в том числе архетипических) и мотивов. Эта система – результат богатейшего жизненного и творческого опыта – и есть собственно пушкинский контекст “Повестей Белкина”. Его обзор мог бы в известном смысле “пролить свет” на некоторые “темные” особенности пушкинской прозы – поэтому даже элементарная статистика употребления слов, входящих в семантическое поле “судьбы”, представляется нам уместной.
Мы проанализировали произведения Пушкина, начиная с лицейских лет и заканчивая 1830 годом, с целью установить частоту употребления в тексте таких слов, как “судьба”, “рок”, “жребий”, “Фортуна” и слов “Сатана, Дьявол, Ад...”. Вот что показал анализ:

слово “судьба” употреблено Пушкиным 155 раз;
“рок” – 54 раза;
“жребий” – 25;
“Фортуна” – 8;
“Сатана, Дьявол, Ад...” – 47.

Нам показалось очень интересным, кроме того, достаточно необходимым для получения наиболее полной статистической картины, исследовать по тому

 

 

 

же принципу и тексты всех “Повестей Белкина”. Оказалось, что

слово “судьба” Пушкин использовал 8 раз;
“рок” – 3;
“жребий” – 2;
“Фортуна” – 0;
“Сатана, Дьявол, Ад...” – 8.

Бесспорно, что Пушкина всегда волновал этот предмет – судьба. Особенно сильно – в лицее, перед выбором жизненного пути. 15-16-ти летним мальчишкой, Пушкин рассуждал о судьбе, в частности, о судьбе поэта, как многоопытный философ. С одной стороны, он ясно видел перед собой путь – судьбу поэта, с другой, эта судьба, как никакая другая, казалась ему непредсказуемой и опасной. При этом он все время строил свою жизнь как виртуозный поединок, игру с судьбой, а судьба, в свою очередь, играла с ним. Эта игра продолжалась на протяжении всей жизни Пушкина. Иногда он мог предчувствовать её, понимать тайные знаки, слышать некий “Глас ПРОВИДЕНИЯ”. Он был гением от рождения – в нем было заложено Великое Знание, как мы бы сейчас сказали, уникальная творческая “программа”! Он жил, развивался, и это знание постепенно прояснялось, конкретизировалось, “эксплицировалось”, разворачивалось в произведения. Видимо, можно даже говорить о том, что в стихах и прозе Пушкина воплощена “духовная модель” Судьбы Поэта.
Пушкин верил в высшую силу – судьбу, верил в рок, как в “слово”, “изречение” этой силы. Жребием ему представлялась та дорога, которую каждый выбирает сам из множества возможных жизненных путей. Существуют определенные границы действия высшей силы над человеком. В жизни ему дается возможность выбирать. Он сам определяет, по какой дороге ему идти, если волею судьбы оказывается на развилке. Следовательно, здесь подтверждается теория В.Соловьева о “действии высшей силы только через нас, только под условием того или иного отношения к ней со стороны нашего сознания и воли”.
Выбранный человеком путь может оказаться неверным, то есть приносящим горе, страдание и даже смерть. В таких случаях говорят: “Не своей судьбой живет!” Что же в таком случае заставляет человека ступать на этот путь? Возможно, другая, противостоящая судьбе, темная сила действует на человека, подчиняя его себе. Такой силой является для нас любое проявление дьявола, сатаны, беса и черта. Человек вынужден бороться с ней, чтобы не свернуть со своего истинного пути.
Слова “судьба”, “рок”, “жребий”, “Сатана, Дьявол, Ад...”, обозначающие для нас проявление в тексте соответствующих мотивов, очень часто встречаются в пушкинских произведениях. Результаты статистического анализа являются прямым доказательством значимости этих мотивов в творчестве Пушкина.
Что касается слова “Фортуна”, то оно встречается только в лицейской лирике. Можно предположить, что в этот период оно несло для автора смысловую нагрузку некоего мимолетного счастливого случая. Скорее всего, в последующих произведениях Пушкин заменяет это слово именно понятием “везения-невезения”, как различным проявлением счастливой и несчастной судьбы.

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 9-10 2004г.