| |||||
<< | Анна РЫЖКОВА, 17 лет, выпускница Красноярского литературного лицея
ПУШКИН И СУДЬБА: “ПОВЕСТИ БЕЛКИНА”
1. В литературоведении “Повести Белкина” часто называют “загадочными” (С.Г.Бочаров), “наименее прояснёнными” (Е.Н.Купреянова); встречаются и такие отзывы, которые характеризуют “Повести” как “нерешённую проблему” (В.Г.Одиноков) и даже “пробный камень литературоведческой и критической интерпретации” (С.Г.Бочаров). Читателями давно замечено, что повести не поддаются пересказу, настолько неясны, запутаны, витиеваты на первый взгляд их сюжеты. Б.М.Эйхенбаум описал эту особенность “Повестей Белкина” как несовпадение композиции с фабулой: “При простой фабуле получается сложное сюжетное построение”. Некоторые, наоборот, считают и сюжет, и композицию, и образную систему произведения настолько простыми и ясными для читательского восприятия, что даже не рассматривают “Повести Белкина” как объект глубокого литературоведческого исследования. Так полагают многие последователи В.Г.Белинского, который писал: “Эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия <...>, но они не художественные создания, а просто сказки и побасёнки”. Столь очевидная полярность оценок позволяет нам с еще большей уверенностью предполагать, что “Повести Белкина” действительно содержат такие мотивы, которые не поддаются поверхностной интерпретации. слово “судьба” употреблено Пушкиным 155 раз; Нам показалось очень интересным, кроме того, достаточно необходимым для получения наиболее полной статистической картины, исследовать по тому
| же принципу и тексты всех “Повестей Белкина”. Оказалось, что слово “судьба” Пушкин использовал 8 раз; Бесспорно, что Пушкина всегда волновал этот предмет – судьба. Особенно сильно – в лицее, перед выбором жизненного пути. 15-16-ти летним мальчишкой, Пушкин рассуждал о судьбе, в частности, о судьбе поэта, как многоопытный философ. С одной стороны, он ясно видел перед собой путь – судьбу поэта, с другой, эта судьба, как никакая другая, казалась ему непредсказуемой и опасной. При этом он все время строил свою жизнь как виртуозный поединок, игру с судьбой, а судьба, в свою очередь, играла с ним. Эта игра продолжалась на протяжении всей жизни Пушкина. Иногда он мог предчувствовать её, понимать тайные знаки, слышать некий “Глас ПРОВИДЕНИЯ”. Он был гением от рождения – в нем было заложено Великое Знание, как мы бы сейчас сказали, уникальная творческая “программа”! Он жил, развивался, и это знание постепенно прояснялось, конкретизировалось, “эксплицировалось”, разворачивалось в произведения. Видимо, можно даже говорить о том, что в стихах и прозе Пушкина воплощена “духовная модель” Судьбы Поэта.
| >> | ||
"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 9-10 2004г. |