<< | | на столе поверх бумаг его “эпитафия” (может быть, последнее из написанного его рукой): “Я пришел в мир добрый, родной и любил его бесконечно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье. Виктор Астафьев”. Это тоже был горький срыв дня. Страшно, когда русский художник кричит с креста такие слова. Доброе “гражданское общество” должно содрогнуться от своих достижений, заставивших светлейшего из своих художников сказать это на последнем пороге. И в каждой из его книг последних лет есть след этой эпитафии, ее ранящее мучительное эхо, но и каждая книга целиком, и весь их прекрасный ряд все-таки поперек минуте, всегда говорили более сильные и навсегда спасающие слова, продиктованные Богом и русской традицией. И сейчас, в долгую чусовскую ночь, я гляжу на главное, великое его завещание, на его слово о Человеке и ясно вижу, что Господь опять явил Руси свою милость и дал ей художника, который выполнил свое послушание с терпением и любовью, всегда отличавших русскую классику. Все остальные его товарищи по святому делу литературы умели иногда если не лучше, то не хуже его сказать о страдании и красоте русской деревни (Белов, Распутин, Абрамов), о ссылке и лагере (Шаламов, Солженицын), о горе и славе победы (Бондарев, Быков, Носов), о нищете идеологии (Трифонов, Яшин), но пропустить через сердце всю полноту жизни и всякую человеческую судьбу от последнего бомжа до великой оперной певицы, от испуганного мальчика солдата до мужественного старого писателя, знающего о человеке всё, от печали травы до улыбки волчицы, смог и был призван только он. Он знал, каково работать в русской литературе после Гоголя и Толстого, Бунина и Чехова и, посмеиваясь над собою, никогда не забывал об ответственности звания писателя и самого русского слова, выполняя свой повседневный урок с последним напряжением. Бог глядел за тем, чтобы дорога русской классической традиции была непрерывна, высокое служение ей неукоснительно и твердо и воспитательная ясность ее наследованно чиста. …Скоро рассветет, утром надо будет учиться жить без него. Сердце болит ровно и усмиренно, и последняя страница чусовского “Веселого солдата” торопится с утешением и поддержкой: “Как печально и торжественно все вокруг. Как разрывает грудь чувство любви ко всем и ко всему. Как хочется благодарить Бога и силы небесные за эти минуты слияния с вечным и прекрасным даром любить и плакать”. Чусовой — Псков | | ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ В.П. АСТАФЬЕВА Шарль БОДЛЕР ВОСПАРЕНИЕ Превыше туч, над всем земным ненастьем, Превыше вод, лесов, долин и гор, Превыше звезд, в космический простор, С мужским невыразимым сладострастьем Лети, мой дух, все выше, все вперед И, как пловец, от счастья замирая, Стремится вдаль, где ни конца, ни края, Вослед кометам свой направь полет — Туда, где свет, где воздуха избыток, Где нет миазмов гиблой суеты, Но где в огне текучей пустоты Твой чистый, твой божественный напиток. Среди забот и скуки бытия, Чей гнет мы терпим только от бессилья, Блажен, кого невидимые крылья Уносят в лучезарные края, Чья может мысль туда, в простор небесный, Как жаворонок, взмыть в единый миг, Кто видит сверху жизнь и кто постиг Немой язык Природы бессловесной. Анатолий ПЕРЕДРЕЕВ *** Когда луна над нами встанет, И в дебрях каждого куста Зашевелится ночь и глянет — Светла, таинственна, пуста; Когда от звезд до лунных пятен Весь мир — прозрачен и велик, Но каждый звук его — внезапен И неожидан каждый крик; В глубоком омуте оврага Блестит недвижная река, Торчит, застывшая от страха, Коряги черная рука, И в поле чистом, в поле чистом, Над лунным сумраком дорог, Всю ночь проносится со свистом Такой знобящий ветерок... Но вот у края неба где-то Возникнут резко, напрямик Два ярких движущихся света, И ночь раздвинется на миг, И все в ночной и одинокой Душе мой очнется вдруг И отзовется на далекий Живой, работающий звук... | >> |