<<

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС “ДЕБЮТ”

 

ПЕРВОЕ НЕ “ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ”

Вся моя надежда покоится на тех, кто хоть что-то делает в нашей стране, вместо того, чтобы хапать, властвовать, врать или ныть о конце мира и закате Европы, частью которой Россия является вне зависимости от своего географического расположения и протяженности от Москвы до самых до китайцев. Уныние – вообще один из смертных грехов для православного, боюсь, что для мусульманина и др. конфессий – тоже, я не силен в теологии.
Но твердо знаю: если принимать окружающий нас мир один к одному, как это предлагают телеящик, другие средства массовой информации-коммуникации, а также окружающая нас реальность, где паразиты обнаглели вконец, избы горят и горят, небоскребы рушат, мирных людей гнобят самыми виртуозными способами, то... честнее будет пойти и повеситься, ибо ничего хорошего в этом мире нет.
Нет, есть, тут же возражаю я сам себе. Есть любовь, рождение, смерть, приключения, пиво, водка, путешествия, история, родина, дети, старики, женщины и, наконец, русская литература, слухи о смерти которой, перманентно распускаемые маловерами и злопыхателями, оказались сильно преувеличенными.
В чем я недавно лично убедился, оказавшись в роли председателя жюри знаменитой уже шестой год премии “Дебют”, придуманной в 2000 году депутатом Госдумы РФ Андреем СКОЧЕМ, писателем Дмитрием ЛИПСКЕРОВЫМ и опекаемой Международным фондом “Поколение”, единственным видом деятельности которого является оказание благотворительной помощи инвалидам, ветеранам, школам, детским домам, врачам, то есть учреждениям и лицам, нищета которых наглядна и вопиюща.
И вот эта премия. Бессменным координатором ее является известная писательница Ольга СЛАВНИКОВА, ответственным секретарем – яркий поэт Виталий ПУХАНОВ. Попечительский ее совет возглавляет Эдвард РАДЗИНСКИЙ. Премия учреждена для литераторов не старше 25 лет, пишущих на русском языке.
Как вы думаете, сколько в мире таковых? Отвечаю: два года назад на конкурс прислали 40 000 рукописей, в этом году – 52 000. Два года назад, помнится, какая-то журналистская сволочь, упражняясь в остроумии за счет юных писателей, писала о гигантомании и гоголевских “сорока тысячах курьеров”. Курьеров надежды, сукин ты сын с неизвестной мне фамилией, хватающийся при слове “культура” за револьвер! Неужели это худо, когда такое количество молодых людей в нашей стране не “Клинское” хлещет, не “зажигает” под звуки обожравшейся деньгами глянцевой попсы, не торчит “на игле” и “колесах”, а садится за стол и трудится, пишет, как Бог дал – чаще всего нелепо и графоманисто, но иной раз – виртуозно и точно? Рукописи в этом году поступали со всех концов нашей все еще пока необъятной родины, из так называемого “ближнего Зарубежья”, Германии, Израиля, Америки. Из Новой Зеландии двадцатилетний пацан-эмигрант прислал свою прозу, в основе которой его опыт беспри

 

 

 

зорника в канун падения советской империи. Другой парнишка, бывший “поволжский немец” Василий Гайст опрашивал в Берлине выживших фронтовиков, бравших этот самый Берлин, но волею судеб переселившихся в стан бывшего врага. Все эти рукописи были внимательно прочитаны добровольными помощниками премии – тоже молодыми, но уже профессиональными литераторами.
Далее принялось за работу жюри, состоящее в этом году из замечательного кинодраматурга и актера Александра АДАБАШЬЯНА, чью голову в роли Миши Берлиоза недавно отрезали в нашумевшей телевизионной версии “Мастера и Маргариты”, поэта Юрия КУБЛАНОВСКОГО, некогда выпихнутого практикующими большевиками за границу, а ныне работающего в почтенном журнале “Новый мир”, бывшего иркутянина, одного из самых известных прозаиков своего поколения Андрея ГЕЛАСИМОВА, легендарного драматурга, лауреата всяческих премий Виктора СЛАВКИНА, великого пушкиниста и литературного критика Валентина НЕПОМНЯЩЕГО, а также примкнувшего к ним меня, автора этих строк.
Из ста рукописей так называемого лонг-листа мы отобрали двадцать три рукописи, после чего началось самое мучительное. Понимаете, главную премию хотелось дать ВСЕМ “шорт-листникам”, но ведь так не бывает, кто-то ОДИН, соревнующийся за победу в данной номинации должен был получить почетную бронзовую “Птицу” и 3000 долларов, сумму смешную для “нового русского” и жизненно необходимую для нового русского писателя. Имена этих победителей уже известны. Это – романист Дмитрий ФАЛЕЕВ из города Иванова (“крупная проза”), рассказчик Александр СНЕГИРЕВ (Москва) (“малая проза”), поэт Алла ГОРБУНОВА (Санкт-Петербург), уроженец Астрахани, ныне живущий в Москве драматург Александр ГРИЦЕНКО, публицист из Новосибирска Дмитрий БИРЮКОВ, пребывающая на родине Ленина в Ульяновске Анастасия ЧЕХОВСКАЯ, уже печатавшаяся в “ДиН” (приз за кинодраматургию), набирающий известность (см. его публикацию в журнале “Октябрь”, № 12, 2005) серьезный поэт Андрей НИТЧЕНКО из Сыктывкара) в номинации “литература духовного поиска”.
Специальный призы получили упомянутый Василий ГАЙСТ из Берлина, Анна РЕМЕЗ из Питера, но отмечены были практически все – и классический поэт Михаил БУДАРАГИН из Великого Новгорода, даже внешне похожий на молодого Николая Заболоцкого, и Мария БОТЕВА из Екатеринбурга, ученица, а не подражательница Андрея Платонова, Саши Соколова (она, кстати, стала в январе этого года молодым лауреатом другой престижной премии, “Триумф”), и Марина КОШКИНА, элегически повествующая о современных школьниках, и мудрец Роман НУТРИХИН из Ставрополя, и прозаик Вадим ШАМШУРИН, родившийся в Литве, но сумевший переехать в Россию, и великолепная рассказчица Ольга ЕЛАГИНА из Уфы, и земляк Василия Шукшина поэт Дмитрий ЧЕРНЫШКОВ из Бийска, и поэт Наиля ЯМАКОВА, и талантливый драматург Артем СВЕТЛИЦКИЙ, живущий в закрытом городе Новоуральске (Свердловск-44), и кинодраматург Ольга ГОРОДЕЦКАЯ, и критик, прозаик Ильмира БОЛОТЯН, и даже шестнадцатилетний бывший скинхед Алексей ФРОЛОВ, написавший шоковый сценарий о трудах и днях этой оголтелой категории наших юных сограждан. Кажется, я никого не забыл, ибо все они у меня до сих пор перед глазами.

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 1-2 2006г.