<< | DCCCXXI. Революции начинаются “прометеевским бунтом” против цивилизации, а кончаются пигмейским бунтом против культуры. DCCCXXIII. Оппозицией политическому хамству в литературе XX века стало хамство эстетическое – авангард. Его ядовитые последствия – более тяжкие и длительные, чем внешне-социальные. Только внутренняя самоцензура культуры, если таковая появится, может быть, способна будет выработать в нас иммунитет против этой заразы. DCCCXXIV. Что капитан Лебядкин при благоприятных обстоятельствах может быть провозглашен великим поэтом, доказал Велемир Хлебников. DCCCXXV. Господство чувственности и уход от духовного начала у Модильяни ясно виден на портретах. Глаза исчезают, становятся щелками, они не нужны. Грация наклона головы, шеи, бюста, линия изящной грусти этих портретов не обязательны для человека – их легко представить у коня, птицы, кошки, цветка. Верность этого ощущения усиливается тем, что обнаженная натура у художника лучше его портретов, полнее, совершенней. Портреты – это как бы наброски, эскизы к обнаженной натуре, к которой стремится инстинкт художника и в которой он находит завершение, высказываясь вполне. DCCCXXXIII. “Человеческая жизнь не стоит и строки Бодлера” – этот парадокс эстетизма не убедителен, ибо легко замыкается в круг: ...которой бы не было без человеческой жизни. Человеческая жизнь стоит строки и даже Библиотеки, не то что одного Бодлера. Если гармония целого сомнительна из-за слезинки ребенка, то неужели человеческая жизнь меньше этой слезинки? А строка, хоть и Бодлера, сравнима ли с чаемой гармонией целого? Лучше сформулировать так: Ни одна строка Бодлера не стоит его замученной жизни. Ибо все наше творчество – только вопль о спасении. DCCCXXXV. Люби Бога больше себя – так, по мнению Н.Лосского, звучит одна из главных христианских заповедей. Но такой заповеди в Библии я не встречал. Именно любя Бога больше себя и, соответственно, больше ближнего, мы превращаем имя Бога в молот инквизиции. DCCCXXXVII. Добро требует усилия и напряжения. И, может быть, из-за этого именно – из-за необходимости делать усилие – сатана и ненавидит добро и Бога. Сатана – проповедник дарового, безусильного наслаждения, отец лени. DCCCXL. Глупость должна быть признана и получить равные с умом права – иначе какая же демократия? DCCCLXXX. Слабая личность ищет в дружбе наслаждения общим; сильная – обмена индивидуальностями. DCCCXCVIII. Первая стадия пробуждения: человек начинает понимать, что в его несчастиях сосед не виноват. Но пока он валит на соседа, ему живется относительно уютно: мир еще полон критериев и смысла. CMXVIII. Логически прожить без Бога можно, фактически – никак. CMXXXIV. Массовую литературу читают не мозгами, а гормонами. г.Новосибирск | | ДиН дебют Екатерина САРАЙКИНА * * * Вижу: горы скучают в окне, Горизонт неразборчив и тонок, Он разбит на квадратики створок, Небо хмурится, как ребенок, Как сердитый ребенок во сне. Грусть тихонько крадется ко мне По карнизу, по самому краю. Я как гостью ее принимаю, Как подругу ее обнимаю: Будь же тенью моей на стене. Вечер весь растворен в тишине. Тишина надо мной невесома, Мгла сгущается в сумерках дома И, своим настроеньем влекома, Я грущу, словно я на Луне... г.Красноярск | | >> |