<<

DCCCXXI. Революции начинаются “прометеевским бунтом” против цивилизации, а кончаются пигмейским бунтом против культуры.
DCCCXXIII. Оппозицией политическому хамству в литературе XX века стало хамство эстетическое – авангард. Его ядовитые последствия – более тяжкие и длительные, чем внешне-социальные. Только внутренняя самоцензура культуры, если таковая появится, может быть, способна будет выработать в нас иммунитет против этой заразы.
DCCCXXIV. Что капитан Лебядкин при благоприятных обстоятельствах может быть провозглашен великим поэтом, доказал Велемир Хлебников.
DCCCXXV. Господство чувственности и уход от духовного начала у Модильяни ясно виден на портретах. Глаза исчезают, становятся щелками, они не нужны. Грация наклона головы, шеи, бюста, линия изящной грусти этих портретов не обязательны для человека – их легко представить у коня, птицы, кошки, цветка. Верность этого ощущения усиливается тем, что обнаженная натура у художника лучше его портретов, полнее, совершенней. Портреты – это как бы наброски, эскизы к обнаженной натуре, к которой стремится инстинкт художника и в которой он находит завершение, высказываясь вполне.
DCCCXXXIII. “Человеческая жизнь не стоит и строки Бодлера” – этот парадокс эстетизма не убедителен, ибо легко замыкается в круг: ...которой бы не было без человеческой жизни. Человеческая жизнь стоит строки и даже Библиотеки, не то что одного Бодлера. Если гармония целого сомнительна из-за слезинки ребенка, то неужели человеческая жизнь меньше этой слезинки? А строка, хоть и Бодлера, сравнима ли с чаемой гармонией целого? Лучше сформулировать так: Ни одна строка Бодлера не стоит его замученной жизни. Ибо все наше творчество – только вопль о спасении.
DCCCXXXV. Люби Бога больше себя – так, по мнению Н.Лосского, звучит одна из главных христианских заповедей. Но такой заповеди в Библии я не встречал. Именно любя Бога больше себя и, соответственно, больше ближнего, мы превращаем имя Бога в молот инквизиции.
DCCCXXXVII. Добро требует усилия и напряжения. И, может быть, из-за этого именно – из-за необходимости делать усилие – сатана и ненавидит добро и Бога. Сатана – проповедник дарового, безусильного наслаждения, отец лени.
DCCCXL. Глупость должна быть признана и получить равные с умом права – иначе какая же демократия?
DCCCLXXX. Слабая личность ищет в дружбе наслаждения общим; сильная – обмена индивидуальностями.
DCCCXCVIII. Первая стадия пробуждения: человек начинает понимать, что в его несчастиях сосед не виноват. Но пока он валит на соседа, ему живется относительно уютно: мир еще полон критериев и смысла.
CMXVIII. Логически прожить без Бога можно, фактически – никак.
CMXXXIV. Массовую литературу читают не мозгами, а гормонами.

г.Новосибирск

 

 

 

ДиН дебют

 

Екатерина САРАЙКИНА

 

* * *

Вижу: горы скучают в окне,
Горизонт неразборчив и тонок,
Он разбит на квадратики створок,
Небо хмурится, как ребенок,
Как сердитый ребенок во сне.

Грусть тихонько крадется ко мне
По карнизу, по самому краю.
Я как гостью ее принимаю,
Как подругу ее обнимаю:
Будь же тенью моей на стене.

Вечер весь растворен в тишине.
Тишина надо мной невесома,
Мгла сгущается в сумерках дома
И, своим настроеньем влекома,
Я грущу, словно я на Луне...

г.Красноярск

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 7-8 2004г.