<<

Георгий ПЕРСИАНОВ

БОЖЕ, УПАСИ

 

 

Вот и знаешь, что русские батюшки — люди острого ума и крепкого слова (по Зайцеву знаешь, по Шмелеву, Никифорову, а первее всего — по Лескову), а все диву даешься, когда случай сведет тебя с таким словом, не с амвона сказанным и не в специальном издании писанном, а вот так рядом с нами, грешными, на одних страницах. В прошлом-то это вроде само собой разумелось — иерейство не гнушалось сотрудничать ни в “Отечественных записках”, ни в “Вестнике Европы”, а нынче ещё внове. Если и скажет батюшка слово, то больше все “к празднику” или в нравственное назидание. А чтобы публицистику по своим проблемам — ни-ни, Боже, упаси!
Тем драгоценнее журналу вот эта статья протоиерея Георгия Персианова, писанная умно и жестко, с чудесной иронией и тонким пониманием нечистого лукавства сегодняшней религиозной политики государства. Добрая платоновская традиция диалога пригодилась здесь как нельзя лучше. Не часто нам выпадает возможность “подслушать”, о чем говорят батюшки, сойдясь за чаем на последней неделе перед Великим Постом. А, оказывается, как в лесковских “Соборянах” или его же малой, но золотой по ценности и нестареющей горечи повести “На краю света”, все о том же: как власть умышляет на церковь и какие для этого прибирает формы. Прежде-то поумнее делала — опыт был, а нынче, как явствует из статьи отца Георгия, — равнодушна и бесцеремонна, зная о безнаказанности, потому что законы сегодня в России писаны для кого угодно, только не для государства — в особенности в деле его взаимоотношений с церковью. Провозгласят одно, а поворотят на другое. И управы не найдешь, потому что в высоких коридорах звук теряется скорее, чем в низких.
Не стану говорить о существе проблемы, обсуждаемой батюшками в диалоге — им виднее и они к предмету ближе. Отмечу только нестареющую свободу их мысли, святое чувство Родины и спокойную твердость, с которой они встречают державную ложь наших чистоплотных пилатов, умывающих и умывающих руки как только надо взять на себя настоящую ответственность за бессмертную душу русского человека.

Валентин КУРБАТОВ

 

 

Многое, многое можно вспомнить из истории Православной церкви в наших краях и на наших землях. И прежде всего — о братьях Вертикула

 

 

 

ковых, Филиппе и Матфее, почти первых священниках при древнем Преображенском соборе в Красноярском городище. Хотя и мало о них известно, да говорили, что братцы-батюшки крутёхоньки были и весьма изворотливы. А вот замечательная плеяда иерейских династий в конце прошлого, девятнадцатого века и чреда выдающихся Архиереев, которые возглавляли молодую Енисейскую Епархию, украшали собою и своим божественным служением храмы много лучше позолоты и архитектурных совершенств.
Словом, освоение Сибири было длительным делом христианизации земель и народов, а не кровопролитным завоеванием.
Всё это хорошо, но сердце сегодня болит о другом. Недели две назад, на масляной седмице, пригласил меня к себе домой добрый батюшка, отец Виктор. Знаю его много лет, ещё с тех пор, когда он служил в сельском приходе, доверчиво жил в той глуши, где деревенские собачонки всё ещё гоняются за проезжающими автомобилями.
Он премудро воспользовался добротами деревенского спокойствия, взял да и закончил Московскую духовную академию. Пусть заочно, да об этом в дипломах не пишут. Тут время и Церковь вспомнили о своём главном призвании — учить людей творить добро, поэтому отца Виктора назначили к новому послушанию, поручили ему заботы о религиозном образовании. И когда мне подумалось, что в нашей братской беседе не миновать нам долгих разговоров о церковной школе, то так оно и пришлось.
Мы, епархиальные священники, знаем по приходской жизни, что отцу Виктору удалось многими трудами добиться, чтобы, по крайней мере, во всех больших приходах действовали Воскресные школы. Мне и не пришло бы в голову подумать, что в столь скромных церковных начинаниях могут возникнуть досаднейшие проблемы.
На то она и мясопустная неделя, что на ней много есть не положено, и мы, быстро отужинав блинами да горячими пирогами, примостились к письменному столу отца Виктора. И он сказал мне, нервно взмахивая правой рукой:
— А знаете ли Вы, отче, что в нашем кафедральном городе и краевом центре нас бесцеремонно выпроводили из всех общеобразовательных школ, где мы учили детей по разным религиоведческим программам?
— Да что Вы! А может быть, у Вас что-то не ладно с преподавателями? Во всяком случае интересно, как всё это случилось?
— А вот, отче, мало того, что Господь помог нам найти хороших учителей. Вы же знаете и отца Георгия из прихода в академгородке, и Клавдию Иннокентьевну, которая успешно окончила нашу педагогическую школу, да и других. Мы ведь никогда не навязывали со стороны Церкви ни одной школе наших уроков. Наоборот, сами школы хлопотали и просили нас вместе с родителями учеников направить в школы наших преподавателей. Была у них надежда на воспитательное влияние, а в школах, как всегда, не так уж легко.

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 5-6 1997г