<< | | РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ ВДАЛИ ОТ РОССИИ ЛАТВИЯ Роальд Добровенский* АРЦЫМАГНУС Нерифмованная хроника Each of us is all the sums he has not counted: subtract us into nakedness and night again, and you shall see begin in Crete four thousands years ago the love that ended yesterday in Texas. …and every moment is a window on all time. Thomas Wolfe. Look Homeward, Angel. Каждый из нас — итог бесчисленных сложений, которых он не считал: доведите нас вычитанием до наготы и ночи, и вы увидите, как четыре тысячи лет назад на Крите началась любовь, которая кончилась вчера в Техасе. …и каждый миг — окно, распахнутое во все времена. Томас Вулф. “Оглянись на дом свой, ангел”. (перевод И. Гуровой). Книга первая Вспомни, ты читал у какого-то мудреца, что Господь Бог заботится только о судьбе принцев, предоставляя о судьбе народов заботиться принцам. А ведь ты бригадир и, стало быть, “маленький принц”. Да смотрел ли ты в души этих паразитов, в потемки душ этих паразитов? Венедикт Ерофеев, “МоскваПетушки”. Глава первая 1. Нырок Вот, значит, и приступим, благословясь, к этой книжице. – Какой – этой? Что за книга, г-н литератор? Про войну, про шпионов или же про любовь? Про все это. Про войну – Ливонскую (вторая половина ХУІ века, если кто запамятовал). Про шпионов – шведских, датских, римских, русских, польских. Про любовь. И главным образом – про одного принца. Датского. – Ах, до чего свежо! Любовь и – принц. Да еще датский. Вы, случайно, не пьесу Уильяма Шекспира сочиняете? А если и да? Моего принца знавали и Шекспир, и Сервантес, – впрочем, всё как-то под другими именами и фамилиями. Старик Карамазов из достоевской книги, сладострастный и как есть гнусный, исчадие зла, описан впервые тоже не нами, но согласитесь, что мировая история вывела его на подмостки гораздо раньше, чем Федор Михайлович. * Р.Добровенский - стипендиат Латвийского Фонда культуркапитала | | Вообще же из XXІ века на XVІ–XX открывается несколько иной вид, чем раньше. Кое-что теряется, как при всякой смене ракурса, кое-что открывается заново. – А что за книга-то, дядя? Роман, или декамерон какой, или еще что? И роман, и декамерон, как вы изволили выразиться, и едва ли не мой дневник, и еще что, – что Бог на душу положит, буквально. С документами, это непременно. С фантазиями – без фантазий что за документ? Это книга, которая сама себя напишет. И которую можно начинать или бросать читать с любой страницы. – Эка невидаль! Все книги таковы. Да ты начнешь когда-нибудь? Спокойно. Набрать полные легкие воздуху. Полные! И – бултых в XVІ век! Глубоко, я понимаю. И такая толща земли, воды, воздуху, такой пласт всяческого перегною сверху… Ничего. Если и раздавит, то меня, а не вас. Автор (голосом оперного певца, с козлецой): – Итак, я начина-а-а-ю! (Набирает полные легкие воздуху). (Ныряет). 2. Голый Солнце припекает. Хорошо голому. Тело вытянулось, протянулось навстречу теплу, блаженствует. С ног до головы. Блаженствуют босые ступни с короткими пальчиками, икры, коленные чашечки, блаженствует розовая запятая в низу живота и сам живот, плоский, с узорным углублением пупка. Грудь радуется тоже. (Времени нет, как до рожденья, как после смерти). На солнце смотреть нельзя. Когда ж посмотришь все-таки (если нельзя – как не взглянуть?), искры целую вечность пляшут потом перед закрытыми глазами, пляшут-пляшут, пока не угаснут нехотя, и остается розоватая ровная млечность: это твои веки на просвет. Лицо, как грудь, как живот, как лядви обращено вверх. Свет и тепло льются с неба. Боже милостивый, Ты ли это светишь и греешь? Видишь, это я Тебе молюсь, человек. Всем собой молюсь, душетелом, нас двое теперь: Ты да я, одежда брошенная валяется на песке как выползень – старая змеиная кожа. Я никто Скачать полный текст в формате RTF | >> |