<< 

Впрочем, юмор Пушкина почувствовали на себе все: и лицеисты, и преподаватели.
В 1829 году Пушкин напишет о полюбившемся ему жанре в стихотворении “Собрание насекомых”:

Мое собранье насекомых
Открыто для моих знакомых:
Ну что за пестрая семья!
За ними где не рылся я!..
…………………
Куда их много набралось!
Опрятно за стеклом и в рамах
Они, пронзенные насквозь,
Рядком торчат на эпиграммах.

А позже с неизменной иронией отмечает: “Сие стихотворение обратило на себя общее внимание. Все журналы отозвались о нем, и большею частью неблагосклонно. Оно удостоилось двух пародий. Пародия “Вестника” отличается легким остроумием; пародия “Телеграфа” – полнотою смысла и строгою грамматической и логической точностию”.
И видится за этими строчками не тридцатилетний, уже “маститый” поэт, а лицеист Саша – с незаурядным умом и острым языком. Такой, каким изобразил его Репин в картине “Пушкин на лицейском экзамене”. Именно эти качества унес Александр Сергеевич из детства в свою “взрослую” и, увы, не всегда веселую жизнь.
А юная художница Надя Рушева открыла их в образах не только Пушкина-лицеиста, но и в чертах уже повзрослевшего поэта. Легкая улыбка всегда трогает его губы, а в глазах прыгают искорки радости… Летящие линии Нади схожи чем-то с рисунками самого Пушкина, с его настроением.
А как пишет Александр Сергеевич о своих героинях, а значит, и о своем ХIХ веке! Ведь в чем, как не в образе женщины, отражается ярче всего та или иная эпоха! Вот отрывки из его “игривых трудов”:
“Моя прекрасная Людмила, по солнцу бегая с утра, устала, слезы осушила, в душе подумала – пора!.. Вдали от милого, в неволе, зачем мне жить на свете боле?.. Не стану есть, не буду слушать, умру среди твоих садов! Подумала – и стала кушать…”
“…что за прелесть эти уездные барышни!Воспитанные на чистом воздухе, они знание света и жизни почерпают из книжек. Для них звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближайший город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание…”
И вновь – это не злой сарказм, не ядовитая усмешка, а нежное умиление, едва заметная ирония, растворенная в восхищении.
Да, что бы ни случилось с Пушкиным, как бы ни пыталась жизнь его сломить, весь свой путь он прошел с непередаваемым русским оптимизмом, которого, может быть, так не хватает нам сегодня, и которого Александр Сергеевич желает всем нам:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись,
В день уныния смирись,
День веселья, знай, настанет.
Сердце в будущем живет,
Настоящее уныло.
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Декабрь 2001 г.

 

 

 

Юлия МОСКВИНА
11 лет, лауреат премии Англо-Сибирского общества, 2001 г.

 

ПЕСНЯ О ДОЖДЕ

Вяжет, вяжет серый дождь
Нити серой паутины,
Спрятав в плед из старых листьев
Тело хилых облаков.
А вчера – иль ты не помнишь? –
Было солнце.
Заблудившись
В серых кубиках игральных
Серых улиц,
Тонут люди
И поют, поют о чем-то –
О дожде
Или о жизни…

 

НЕЗНАКОМЕЦ ИЗ КОМНАТЫ № 13

В комнате номер тринадцать жил какой-то очень странный человек. По вечерам он куда-то уходил и возвращался поздно ночью. А днём сидел дома.
В комнате номер тридцать два жил мальчик. Его звали Семёном. Какой он был любопытный! Мальчик уже много раз удивлялся поведению господина Неизвестного (так он называл про себя необычного человека).
Из окна было видно, как господин Неизвестный уходил в город. Зачем он туда шёл? Он ходил туда каждый день? Он ходил в разные места? — Семён старался разложить по полочкам мысли, переполнявшие его голову.
Оставался только один выход. Мальчик натянул куртку (благо, что родители отсутствовали) и отправился на тёмную улицу. Выйдя из дома, он пробежал несколько десятков метров по бульвару и остановился. Господин Неизвестный стоял на месте. И только теперь Семён заметил, что никого, кроме них, на улице нет. Мальчик быстро спрятался за углом ближайшего дома.
Мужчина кашлянул и пошёл дальше. Семён следовал за ним. После многочисленных поворотов и ям (которые взялись неизвестно откуда, и Сэма угораздило свалиться чуть ли не в каждую из них) парочка наконец-то оказалась на освещённой луной поляне.
Господин Неизвестный стоял посередине поляны. Вдруг прямо перед ним появился человек в длинном пальто с накинутым на голову капюшоном. Они о чём-то поговорили, и человек в капюшоне вручил Неизвестному какую-то шкатулку. После чего исчез.
Человек из комнаты номер тринадцать быстро пошёл домой. “Ну, наконец-то!” — подумал Семён, ведь у него так затекли ноги!
Мальчик вернулся домой, решив завтра заглянуть в квартиру Неизвестного.
Следующим вечером, как и было задумано, Семён отправился на разведку. Он захватил с собой шпильку, думая, что замок у такого необычного человека будет что надо! Но, к его удивлению, замка на двери не было вообще.
Юный следопыт беспрепятственно вошёл в квартиру и, закрыв за собой дверь, увидел на ней табличку с надписью “Хранитель”. Мальчик обернулся и по

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 3-4 2002г