<<

СИНЯЯ ТЕТРАДЬ

 

“Вот эта синяя тетрадь
С моими детскими стихами…”
А.А. Ахматова

 

 

Конец двадцатого и начало двадцать первого века ознаменованы исключительным интересом общества к проблеме одаренности. В чем проблема? Цитирую: “ Одаренные дети – очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные в своем развитии подвержены особому риску”. И еще: “Ни одна страна не может позаолить себе транжирить таланты, а не выявлять своевременно интеллектуальные или иные потенциалы означает транжирить человеческие ресурсы”. (Психология одаренности: от теории к практике. Под ред. Д.В.Ушакова, М., 2000. Стр.5, 9). Как можно “выявить” дар? Если с “головастиками”, проявляющими особые способности к точным наукам, все более или менее ясно – есть специальные тесты, особые диагностические методики , — то “литературная одаренность” зачастую так странно себя предъявляет, так часто “за семью замками, за семью ключами” скрыта, так часто взрослые склонны обманываться относительно дара своих чад ( и в ту, и в другую сторону, от восторженного “мой маленький гений” до скептического “ ничего особенного, такой же, как все”), что выявить одаренность и организовать ей специальную поддержку, оказывается, почти невозможно. Тем не менее педагоги не теряют оптимизма в решении этой задачи. Число всевозможных конкурсов для начинающей художественной ( в том числе и литературной) молодежи за два последних года может само по себе вызвать изумленный возглас. Вот это да!
Конкурсы, конкурсы… Зима-весна 2001 года : Всероссийский детский творческий конкурс “ Россия: диалог с будущим”( Стихи, рисунки, музыкальные произведения), московская “Илья-премия” , уже во второй раз объявленнный “Книжный дебют”… Да что далеко ходить – в городе Красноярске и в Красноярском крае с января по май “раскручивалось” несколько конкурсов – для маленьких художников и писателей. “Путешествие в страну литературных героев Виктора Астафьева” (библиотека-музей в Овсянке), “ Обыкновенное чудо” ( ГУО администрации Красноярского края, Литературный Лицей), “Духовное наследие” ( ОПОД “Лебедь”), конкурс поэзии ( Школа космонавтики) и так далее. Каждый конкурс собрал не менее 300 участников. Горы рисунков, рукописей, папок и альбомов! В любой из таких “гор” настоящих жемчужин раз-два и обчелся. И это нормально. Дар на то и дар, чтобы быть редкостью. Остается надеяться, что “выявленные” дарования не зачахнут, а развернутся в полную силу.
“Синяя тетрадь” в этот раз предлагает вниманию читателей произведения , написанные финалистами краевого конкурса литературной сказки “Обыкновенное чудо”.

 

 

 

ИРИНА КРОПАЧЕВА,
11 лет, Красноярск

ИЗ ЖИЗНИ СТРАННЫХ ПТИЦ

Жили-были два существа: Кралодудочка и Крылодудочка. Они считали себя одинаковыми, но это было не так.
Кралодудочка только и знала, что красть дудочки. Она крала их из магазинов, у пастушков, так что, если у тебя есть дудочка, а Кралодудочка об этом узнает, — плакала твоя дуделка! Скоро дупло Кралодудочки было завалено крадеными дудочками. Кралодудочка была серая, покрытая чешуей птица, с клювом из алмаза.
Крылодудочка – птица с дудочками вместо крыльев, поэтому если ты гуляешь в каменном лесу ( хотя это очень опасно, особенно осенью, во время листопада) и услышишь нежную тихую песню, не ищи человека с дудочкой, потому что это просто летит Крылодудочка. Чтобы лететь, она должна выдувать воздух из дудочек. У Крылодудочки было две головы и красивый хвост. Сама она была желто-черная, а перья – металлические.
Каменный лес, где жили эти птицы, был опасен потому, что каждая каменная иголочка в этом лесу весила от двух до пяти килограмм. Птицам нечего было бояться камней, они так быстро летали, что ни одна иголочка, ни один листик и не покачнется.
Птицы любили есть каменные верхушки деревьев. Причем, Кралодудочке больше нравились каменные березки, а Крылодудочке – осины, кедры, ели, сосны и пихты.
Вот такие бывают чудеса!

 

КРИСТИНА ЛУКАШЕНКО,
11 лет, г. Железногорск

ЗАКОЛДОВАННЫЕ ЯБЛОКИ

Приближалось Рождество. Все были заняты приготовлениями, покупали подарки, украшения на елку. Утро выдалось ясное, морозное. Хорошо в такой денек походить на лыжах. Я быстро позавтракала и оделась, чтобы прогуляться, подошла к окну, которое выходит во двор. Оно все было покрыто ледяными узорами. Я подышала на него и потерла пальцем, получился “глазок”. Посмотрела в глазок и вижу: во дворе стоит елка, а украшена она красными яблоками. Вот это чудо! Пойду-ка и посмотрю.
Выхожу из подъезда: елочка стоит вся зеленая, а яблок на ней никаких нет. Немного погуляв, я вернулась домой. Взглянула в глазок и вновь увидела елку в красных яблоках. Что-то здесь не так! Подумала я, подумала и решила понаблюдать за елкой. И вот чудеса! Как только стукнула дверь подъезда, все яблоки сорвались с веток и полетели! Да это же снегири! Вот какой случай произошел с заколдованными яблоками в то рождественское утро.

 

ЛЕНА УДОДОВА,
12 лет, г. Красноярск

ВЕСЕННЕЕ ЧУДО

Весна, весна, весна… Весна – сама по себе чудо! Ведь чудо – совсем не обязательно какое-то волшебство. Чуду нет точного определения. Я назвала весну чудом, потому что – ручейки бегут, птички по утрам

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 9-10 2001г