<< | | Георгий ПЕРСИАНОВ БОЖЕ, УПАСИ Вот и знаешь, что русские батюшки — люди острого ума и крепкого слова (по Зайцеву знаешь, по Шмелеву, Никифорову, а первее всего — по Лескову), а все диву даешься, когда случай сведет тебя с таким словом, не с амвона сказанным и не в специальном издании писанном, а вот так рядом с нами, грешными, на одних страницах. В прошлом-то это вроде само собой разумелось — иерейство не гнушалось сотрудничать ни в “Отечественных записках”, ни в “Вестнике Европы”, а нынче ещё внове. Если и скажет батюшка слово, то больше все “к празднику” или в нравственное назидание. А чтобы публицистику по своим проблемам — ни-ни, Боже, упаси! Тем драгоценнее журналу вот эта статья протоиерея Георгия Персианова, писанная умно и жестко, с чудесной иронией и тонким пониманием нечистого лукавства сегодняшней религиозной политики государства. Добрая платоновская традиция диалога пригодилась здесь как нельзя лучше. Не часто нам выпадает возможность “подслушать”, о чем говорят батюшки, сойдясь за чаем на последней неделе перед Великим Постом. А, оказывается, как в лесковских “Соборянах” или его же малой, но золотой по ценности и нестареющей горечи повести “На краю света”, все о том же: как власть умышляет на церковь и какие для этого прибирает формы. Прежде-то поумнее делала — опыт был, а нынче, как явствует из статьи отца Георгия, — равнодушна и бесцеремонна, зная о безнаказанности, потому что законы сегодня в России писаны для кого угодно, только не для государства — в особенности в деле его взаимоотношений с церковью. Провозгласят одно, а поворотят на другое. И управы не найдешь, потому что в высоких коридорах звук теряется скорее, чем в низких. Не стану говорить о существе проблемы, обсуждаемой батюшками в диалоге — им виднее и они к предмету ближе. Отмечу только нестареющую свободу их мысли, святое чувство Родины и спокойную твердость, с которой они встречают державную ложь наших чистоплотных пилатов, умывающих и умывающих руки как только надо взять на себя настоящую ответственность за бессмертную душу русского человека. Валентин КУРБАТОВ Многое, многое можно вспомнить из истории Православной церкви в наших краях и на наших землях. И прежде всего — о братьях Вертикулаковых, Филиппе и Матфее, почти первых священниках при древнем Преображенском соборе в Красноярском городище. Хотя и мало о них известно, да говорили, что братцы-батюшки крутёхоньки были и весьма изворотливы. А вот замечательная плеяда иерейских династий в конце прошлого, девятнадцатого века и чреда выдающихся Архиереев, которые возглавляли молодую Енисейскую Епархию, украшали собою и своим божественным служением храмы много лучше позолоты и архитектурных совершенств. Словом, освоение Сибири было длительным делом христианизации земель и народов, а не кровопролитным завоеванием. Всё это хорошо, но сердце сегодня болит о другом. Недели две назад, на масляной седмице, пригласил меня к себе домой добрый батюшка, отец Виктор. Знаю его много лет, ещё с тех пор, когда он служил в сельском приходе, доверчиво жил в той глуши, где деревенские собачонки всё ещё гоняются за проезжающими автомобилями. Он премудро воспользовался добротами деревенского спокойствия, взял да и закончил Московскую духовную академию. Пусть заочно, да об этом в дипломах не пишут. Тут время и Церковь вспомнили о своём главном призвании — учить людей творить добро, поэтому отца Виктора
| | назначили к новому послушанию, поручили ему заботы о религиозном образовании. И когда мне подумалось, что в нашей братской беседе не миновать нам долгих разговоров о церковной школе, то так оно и пришлось. Мы, епархиальные священники, знаем по приходской жизни, что отцу Виктору удалось многими трудами добиться, чтобы, по крайней мере, во всех больших приходах действовали Воскресные школы. Мне и не пришло бы в голову подумать, что в столь скромных церковных начинаниях могут возникнуть досаднейшие проблемы. На то она и мясопустная неделя, что на ней много есть не положено, и мы, быстро отужинав блинами да горячими пирогами, примостились к письменному столу отца Виктора. И он сказал мне, нервно взмахивая правой рукой: — А знаете ли Вы, отче, что в нашем кафедральном городе и краевом центре нас бесцеремонно выпроводили из всех общеобразовательных школ, где мы учили детей по разным религиоведческим программам? — Да что Вы! А может быть, у Вас что-то не ладно с преподавателями? Во всяком случае интересно, как всё это случилось? — А вот, отче, мало того, что Господь помог нам найти хороших учителей. Вы же знаете и отца Георгия из прихода в академгородке, и Клавдию Иннокентьевну, которая успешно окончила нашу педагогическую школу, да и других. Мы ведь никогда не навязывали со стороны Церкви ни одной школе наших уроков. Наоборот, сами школы хлопотали и просили нас вместе с родителями учеников направить в школы наших преподавателей. Была у них надежда на воспитательное влияние, а в школах, как всегда, не так уж легко. А так, от себя, мы ни-ни-ни. Никогда. Боже, упаси. — Еще бы, отец Виктор ! Уж мы-то с Вами знаем, как берегли школу от Церкви. С другой стороны, советская школа — это и система, и великое достижение. Где нам с ними тягаться! К тому же сама история напряженных отношений между “министерскими” и церковными школами в старой России многому учит. — Да, да, отче. Отец Виктор увлекся и сказал без особой связи с предыдущим: — Но ведь они должны знать, что грубо нарушили закон, они обидели детей, родителей. Поставили в неудобное положение школьных руководителей! — Простите, о ком это Вы, батюшка? — О Господи, да все о тех же! Вы, отче, наверное, и не знаете, что теперь у нас в крае действует, — как они там его в администрации называют, — Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. Ну, знаете, как это примерно было при Советах. Только теперь они умудрились нарушить закон об этих самых религиозных объединениях еще и при своем возникновении. По закону-то сегодня положено принять в этот совет представителей от всех Церквей, а они об этом и слышать не хотят. Трудненько, однако, атеистам по призванию будет заниматься религиозными делами! Да Бог с ними! — Ну и что же? Скачать полный текст в формате RTF | >> |