<< | | Георгий МАСЛОВ (1895-1920) ПУТЬ ВО МРАКЕ Среди всего многообразия литературных школ того времени, которое мы называем “серебряным веком” русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм), было и еще одно направление, которое Николай Гумилев определял как “позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать стихи”. Наиболее знаменитым представителем этого направления был, конечно, Владислав Ходасевич. Но все ли читатели помнят еще одного приверженца “сложной простоты” — замечательного русского поэта Георгия Маслова? Даже любителям поэзии это имя сегодня практически не знакомо. Георгий Владимирович Маслов родился в 1895 году в Симбирске, в дворянской семье. После окончания гимназии он поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета, а в 1913 году стал слушателем знаменитого Пушкинского семинария, и это обстоятельство определило круг его интересов на многие годы. Георгий Маслов занимал одно из ведущих мест в группе молодых пушкинистов, публиковал статьи о Пушкине, читал доклады. В то же время он начал писать стихи, которые печатались в журналах “Богема” и “Рудин”, в сборнике “Арион”, в антологии “88 стихотворений”, составленной Зинаидой Гиппиус. Поэт Всеволод Рождественский в своих мемуарах вспоминал: “Мы слушаем поэта Георгия Маслова... Он стоит у стены, несколько сутулый, с насмешливым заостренным лицом, прямые, закинутые назад волосы придают ему подлинно поэтический вид”. Но Маслов был подлинным поэтом не только по облику. О его стихах, опубликованных в сборнике “Арион”, одобрительно отзывался Николай Гумилев. Октябрьскую революцию Георгий Маслов не принял. Весной 1918 года он примкнул к белому движению и вскоре оказался в Омске, где служил рядовым в охране адмирала Колчака. Думается, что именно это обстоятельство явилось причиной замалчивания Маслова вплоть до настоящего времени. К концу 1918 года Омск стал культурной столицей белой России. Это время было периодом наивысшего расцвета таланта Георгия Маслова. Его стихи появляются в газетах и журналах, он издает пьесу “Дон Жуан”, работает над поэмой “Аврора”. В декабре 1919 года войска Колчака оставили Омск. Во время долгого отступления на восток, в вагоне поезда, Георгий Маслов написал цикл трагических стихов “Путь во мраке”. Тогда же он заболел сыпным тифом и был снят с поезда в Красноярске. 14 марта 1920 года поэт Георгий Маслов умер в Красноярской городской больнице, в возрасте двадцати шести лет. Смерть избавила его от неизбежных репрессий. В посмертной рецензии на его стихи в журнале “Сибирские огни” было сказано: “Георгий Маслов стоял спиной к будущему, к революции. Его взгляд был прикован к Пушкинской эпохе, в которой он жил наперекор действительности”. Пришла пора вернуть творческое наследие этого поэта русскому читателю. Прав был Юрий Тынянов, когда писал в статье о Георгии Маслове: “У стихов есть то преимущество перед людьми, что они оживают, — и не однажды.” Алла ГЕЛИХ *** Не предвидит сердце глупое Дня свиданья, дня разлуки. Разве гладил бы так скупо я Эти маленькие руки? Верю, все ж тебе припомнятся Вечера шального мая, | | Лишь глаза опустишь, скромница, Наши встречи вспоминая, Как, твои колени трогая, Я пьянел, весной волнуем, Ты же улыбалась, строгая, Самым дерзким поцелуям. ЯМБУ О мой ямб, звонконогий мой конь, Непокорный рабам Буцефал, Я смогу укротить твой огонь, — Я свободным и дерзостным стал! Вдохновенно Пушкина нес Ты по темени девственных скал И, в венках из вакхических роз, Под Языковым буйным дрожал, Но, не согнутый вихрями лет, Так же ты непреклонен и горд, — Был не раз беззаботный поэт Под твоими ногами простерт… Но прими от меня дифирамб, Кто б из нас побежденным не стал, О мой конь, звонконогий мой ямб, Непокорный рабам Буцефал! *** Уже закат румянится. Понежусь у окошка. По тротуару пьяницы Шатаются с гармошкой. Веселости и удали Как много в песне этой! С ней рядом не причуда ли Терцины и сонеты? Нет, нынче мы в подвальчике Вином наполним кружки И заорем, как мальчики, Веселые частушки. *** Бокалы пеним дружно мы И Девы-Розы пьем дыханье... Пушкин “Пир во время чумы”. Пора стряхнуть с души усталой Тоски и страха тяжкий груз, Когда страна изгнанья стала Приютом благородных муз.
| >> |