<< 

Владимир СЕЛЯНИНОВ

ИНТУИЦИЯ
ОТ НЕНАВИСТНИКА*

 

В интуитивном созерцании преодолевается пропасть, отделяющая объект от познающего субъекта.
Шеллинг Ф.В.

 

Хорошо быть молодым и здоровым… Да сытым, одетым по сезону. А в конце шестидесятых я, студент Лесного института, и был молодым, здоровым, сытым (винегрет, чай сладкий, много хлеба), и находил удобным свой теплый спортивный костюм.
В тот день на моих ногах были сибирские катанки, а за окном вагона — январский мороз, унылая хакасская степь и багровый, почти зловещий, закат солнца. Поезд, наполовину пустой, энергично перемещался из краевого города К в областной А. В плацкартном купе нас двое.
Я, как и многие студенты того времени, думал скорее о какой-нибудь ерунде. Возможно, о легкомысленной студентке, из тех, что так и не смогли осилить “Анти-Дюринга”. А без знания подобных трудов заблудиться в нашей тайге очень даже просто. Уже были известны случаи с подобными студентами, из легкомысленных. Итак, размышляя черт знает о чем, я ехал из города К в город А на зимнюю практику — молодой, сытый, одетый по сезону, здоровый, а потому размышляющий о живом.
Напротив меня — небритый, худой, с серым лицом и, более того, нечесаный мужик, с грязнотцой под ногтями и в сибирских пимах с разрезами сзади. Однако, как это не покажется странным, на его лице — серо-зеленом — видна мысль. Итак, с одной стороны — деревенская, из грубой овчины, шапка с клапанами, повязанными сзади, какие приняты у животноводов из передовых, уже поощренных грамотой с профилем Ильича; с другой — его глаза говорят о понимании того, куда мы перемещаемся и где конец пути.
— С ним все ясно, — сказал бы о таком следователь по важным делам (а следователи видят государственных преступников насквозь), и он бы не ошибся. Потому как по этим делам следователи копают глубоко, смотрят в глаза пристально. В народе справедливо о таких говорят: “Им принадлежит будущее”.**
Шестидесятые годы были из последних, когда встречались люди с особенной аурой… Тут еще есть одна заковыка — время то было не простое, а время великих свершений, и потому многим не нравились какие-то там “ауры”, глаза с мыслью. Не могли “простые, советские” определить им место — подозрительным. Раздражали они образованного и не очень обывателя.
Но понял я это много лет спустя, когда не стало забот, что поесть, а стало беспокоить — чем? И как следствие этих обстоятельств появилась потребность размышлять вечерами.

Итак, январский багровый закат, вечерний поезд, в купе двое: студент непрестижного института и старый человек с землистым лицом, умными глазами, но одетый в тяжелые ватные штаны, уже засаленные местами.***

 

 

 

 

Вначале, как это бывает, поговорили, кто куда едет, где учусь, и даже — о ценах на рынке.
— Дороговато все стало, — сказал он обычно. — Но кормят в больнице неплохо, — вздохнул прерывисто. — Устал я от всего, а… страшно, — он покачал головой в стороны…. — Господи, да почему я такой?, — сказал странное и отвернулся к окну. Помолчал. Потом, как пересилив себя, заговорил о неизбежности сильного ветра после такого-то заката. О том, что все взаимоувязано и запрограммировано — он так и сказал “запрограммировано” — слово для того времени редкое; и что человек мал, но присутствует в жизни нечто, что только кажется нам случайным; и что самому человеку не дано “поймать ветер рукой, как и связать воду в узел”. И пояснил: “Это из Библии”. С этого начался разговор, о котором хочу рассказать.
— Вы что, верите в Бога?
— Естественно.
Помолчали, имея в виду значительность ответа. От этого, кажется, и колеса застучали громче.
Тема для меня интересная, в купе нас двое и я нашел удобным спросить:
— И что, есть факты?
Подростком, когда мало сомнений в значительном, Его присутствие мне было понятно, но в студенческие годы у меня стала проявляться прогрессивность.
— Есть,****  — и, помолчав, продолжил: — Любая вещь на земле имеет хозяина. И планета не может быть бесхозной… И потом, все, что сказано в Библии, — было. Есть и теперь — посмотрите вокруг. Тогда почему я не должен верить ей в том, что будет? Есть объект и есть предметы, развитие которых с самого начала предопределено. Я понятно выразил мысль?

 

* Описываемые события имели место, они не искажены.
** И не надо спорить с народом, не надо — посмотрите вокруг на жизнь нынешнюю. Основы ее заложены давно, когда садили тех, кто поближе, да защиты не имел. Потому нами теперь и управляют, кто садил, либо молчаливо радовался этому – почва благодатная для формирования нынешних “команд профессионалов” с героем-чудотворцем впереди. Нынче они энергично перемещаются по коридорам и этажам власти.
*** “Пим сибирский, — подумал бы о нем кто из москвичей, из тех, что осведомлены об отставании России от Запада. Особенно развитые из них находят отставание значительным. Да и как иначе, если отвисают втоки у ватных штанов — как половинка кирпича в них.
**** Отметим: рассуждения моего случайного попутчика были стремительны, изложенные им факты не были соединены между собою достаточно. Торопился человек. Передадим суть, не стремясь к ткани художественного повествования.

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 5-6 2000г.