<< | | — Да, — сказала она, — Хоть бы уж скорее, что ли.... Этажом ниже готовились к вечеринке: из распахнутого окна доносились звон посуды, патефонная музыка, веселые старушечьи голоса; там и жили-то не то две, не то три старушки, вполне еще бодрые, у них была тьма подружек, собирались они часто и по разным поводам и по вечерам очень даже неплохо исполняли русские народные и популярные советские песни. Я пропускал эти звуки мимо ушей, пока одна из хозяек не принялась, стоя у окна, делиться с кем-то из тугоухих гостей: “Психические оне! Психические, говорю! Темноты боятся. И он, сердешный, боялся, да и добоялся — инфрахт. Инфрахт, говорю! Крепкай такой мужчина и из себя видный, а вод поди-ка ты. Утром его на носилках несли, я в дверь-то и подглядела, да ничего не увидала: простыней закрыли, стало-ть...” — Вот так, Наташка, все и объяснилось: психические мы, — сказал я. Все просто. — Все просто, — сказала Наташа глухо. — Сходить с ума от любви — это удел психических. И предчувствовать беду — тоже удел психических. И кричать, зная, что тебя не услышат. И бояться темноты. И поджигать костер, на котором стоишь. И отрубить себе руку, когда не можешь разжать пальцы... — Ты только держись, — сказал я. — Мне легче будет, если я буду знать, что ты держишься. — Я продержусь, — сказала она. — Теперь ведь точно знаем, почему и зачем... Дом напротив нас был весь ярко высвечен закатным солнцем, и окна его пылали, будто плавясь от немыслимого жара, но, ей-богу, никаких предчувствий эта картина у меня тогда не вызвала, была только тоска, одна только тоска, глубокая, бездонная, черная... — Наташа, — позвал я. — Я здесь, — сказала она. — И я люблю тебя. Я тебя так давно люблю, что даже не помню, когда начала. Наверное, я всегда любила тебя. Даже когда еще не родилась. И, господи, как долго я тебя искала. И как долго тебя еще ждать... Она смотрела на меня потемневшими глазами, и я поцеловал ее — в последний раз. Губы ее были сухие. Губы и глаза. Приближался час наступления темноты. — Иди, — сказала она. — Теперь иди. Иди и не оглядывайся. И не говори ничего. Я не выдержу больше. Не оглядывайся на меня. Если надо будет — не оглядывайся. Иди. Где-то били часы. Били медленно, размеренно, с оттяжкой. С тех пор я не выношу боя часов. ...А судьбы свои мы выбираем все-таки сами, выбираем вслепую, наугад, и ничего в них уже не изменишь, и бога нет, чтобы свалить на него ответственность и вину за выбор, и даже пройдя сквозь огонь и выйдя из огня, помним о несказанных словах и о потраченных зря минутах, и о том, что не оглянулся вовремя или, наоборот, не выдержал и оглянулся — как Орфей на пороге ада. Мы осуждены на память, и в этом наше проклятие и наша гордость. На земле бушуют травы... г. Красноярск №4-5, 1998 г.
| | Дмитрий КАЗАРИН В ПОТАЕННОМСАДУ *** В потаенном саду круглый год распускаются почки. Вешний запах цветенья царит в потаенном саду. В том саду навсегда все мы чьи-то сыночки и дочки, все мы братья и сестры по совести и по стыду. В потаенном саду под мерцающей веткой березы так легко засыпать на шершавых ладонях отца. В потаенном саду так сладки наши детские слезы, наши вечные слезы мы там не стираем с лица. *** Две родины у друга. Повезло. Он шлет открытки с видом исторической. А на моей единой истерической опять почтовый ящик подожгли. *** “Мы не умеем подавать калекам. Какой-то стыд отводит нам глаза...” Так я писал пятнадцать лет назад. Но все проходит. Время — лучший лекарь. Мои глаза не ведают стыда, хоть и не черств я сердцем, господа. Зажав в кармане две последних тыщи, миную длинный строй калек и нищих спокойно, будто бы на мне — броня. И только отмечает взгляд усталый, что в том строю есть промежуток малый. Быть может, это место — для меня. *** Взгляни-ка, что творит хвостом, кто больше всех мне рад! Его безудержный восторг не требует наград. Корысти в нем — ни на пятак, и если я погрызть не приношу, он рад и так. А у меня — корысть. Оставив бренное одру, не опуская век, я на Суде представлюсь: “Друг собаки — человек.” г. Астрахань №1-2, 1998 г. | >> |