<< | стных судеб с максимумом идейного и социального развития общества — это то, что идет от классического сюжетного типа романа, сформировавшегося в русской литературной традиции еще к 50-и годам века прошлого, ХIХ-ого, и что обычно называют романом “центробежным”. Действительно, сюжетные ситуации сконцентрированы вокруг двух локальных эпизодов огромной войны: пребывания 21-ого полка в Чертовой Яме и в Осипово под Бердском и сражения за Великокриницкий, совсем не главный плацдарм при форсировании Великой реки (Днепра) осенью 1944 года. Но их сопряжение не случайно, из этих бесконечно малых эпизодов на фоне всеобщности и вырастает жестокая в своей максимальности Правда о войне (которую, однако, в полном объеме, по замечанию В.Астафьева, знает один только Бог). Характерно и то, что автор рассказу об этих двух событиях предпослал новозаветные эпиграфы из послания св. ап. Павла и из Евангелия от Матфея, которые выступают как композиционные скрепы двух частей: от предупреждения против самоистребления в нечеловеческих, скотских условиях тыла и фронта (заградотряды, штрафные роты — история Феликса Боярчи-ка, хирурга Тимофея Назаровича Сабельникова, фигура Зелеццова-Шорохова) до не только всемирности формулы “Не убий!”, но и всякого напрасного гнева на брата своего.
| это место встречи со смертью, тихо надеясь, что она о нем, может, запамятует, не заметит, минет его, ведь он такой маленький и грехи его тоже маленькие, и если он получит жизнь во искупление грехов этих, он зауважает законы людские, людское братство. Но отсюда, с этого вот гибельного места, из-под огня и пуль до братства слишком далеко, не достать, милости не домолиться, потому как и молиться некому, да и не умеют <...> Все сокрушающее зло, безумие и страх, глушимые ревом и матом, складно-грязным, проклятым матом, заменившим слова, разум, память, гонят человека неведомо куда, и только сердце, маленькое и ни в чем не виноватое <...>, еще слышит, еще внимает жизни, оно еще способно болеть и страдать, еще не разорвалось, не лопнуло, оно пока еще внимает в себя весь мир, все бури его и потрясения — какой дивный, какой могучий, какой необходимый инструмент вложил Господь в человека!” (Виктор Астафьев. Указ. соч. С.470-471).
Валерия Размахнина, профессор кафедры русской литературы Красноярского педагогического университета. Парадоксы простых истин (проза Эдуарда Русакова) Простые истины самоочевидны, но именно они часто граничат с абсурдом. Прагматическое жизнеустройство, столь характерное для нашего века, основывается на доводах житейского смысла и соответственно сдвигает шкалу ценностей. В существе своем это конфликт быта и бытия. Быт аккумулирует зависимость человека от социума, бытие – потенции внутренней свободы, суверенный мир личности. На пересечении этих векторов Эдуард Русаков строит коллизии, которыми высвечиваются далеко не очевидные истины.
| >> | ||
| |||||
"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 2 1999г |