<<

музеям и частным коллекциям всего мира, и без их участия не обходилась пока еще ни одна выставка: от городских и краевых до республиканских и всесоюзных. Тем, кто ходит на выставки, давно известны имена В.Капелько и Г.Горенского, И. Кудринского и А.Довнара, С.Турова и С.Афанасьева, С.Бастина и В.Белоусова, К.Воинова и В.Рослякова — это все наши, суриковские. Они, среди прочих, определяют сегодня уровень художественной жизни. Но многих я и не назвала — потому что их, ставших крупными, серьезными художниками — не один, и не два десятка. Уже сотни. И новые люди, молодые и талантливые, начинают заявлять о себе. С 1992 г., когда появились разные премии, и стипендии для творческой молодежи, наши ребята награждались ими 29 раз. И само училище уже много лет держится в первой пятерке по рейтингу художественных училищ страны. Вот на первое место — пока Москва, Питер и Пенза не пускают. Но это мы еще посмотрим.
Конечно, можно гордиться, что в мире знают вашего выпускника Н.Рыбакова, или нашего преподавателя В.Сергина, что наши выпускники, театральные художники А.Кузнецов и А.Баженов (кстати, ведущий преподаватель театральной композиции у нас), стали лауреатами Государственной премии им. Станиславского, — легко гордиться звездами. Но еще больше стоит гордиться теми, кто скромно и честно делает свою работу в городах, городках и поселках от Таймыра до Саян. И эта работа, возможно и незаметно для начальственных глаз, помогает людям продержаться в этой жизни. В Красноярском крае 50 художественных школ и школ искусств, 12 театров, множество изостудий, музеев, оформительских мастерских и рекламных агенств — и практически везде работают выпускники училища имени Сурикова.
В том, что облик и Красноярска, и Дивногорска, и других городов так изменился к лучшему за эти сорок лет, — наш вклад велик, что скромничать, если это так и есть. И сам уровень культурной жизни тоже держится не без нашего участия. И не где-нибудь, а в Красноярска сложилась единственная от Урала до Приморье система художественного образования “школы — училище — институт — академические творческие мастерские”. И наше звено в этой цели не последнее. Хотя не так все гладко было. Семнадцать лет не имели своего угла, с урока на урок отправлялись через весь город со “Спутника” до Дубровинского. А.П.Лекаренко как-то чуть не утонул, добираясь на работу с левого берега: моста не было еще, а лед подтаял. Уроки проводились в три смены. Свое здание, -типовое школьное, без каких-нибудь там мастерских со стеклянными потолками, — появилось только в 1975-м. Пришлось повкалывать на стройке и студентам, и преподавателям.
Слова особой благодарности хотелось бы сказать И.Фиреру, тогдашнему нашему директору, за то, что он это строительство “пробил”, до кон

 

 

 

ца довел, и у нас сегодня для каждой группы отдельная мастерская, и столовая, и спортзал, и аудитории, и садик зеленый, и зальчик небольшой для выставок. Общежития — до сих пор нет, иногородние ребята устраиваются кто как. Когда-то было лучшее в городе собрание книг по искусству — сейчас хорошие книги проплывают мимо библиотеки. Денег нет. Все кому не лень, имея техническое образования и ноль художественного вкуса, занимаются компьютерной графикой, — у нас же круче видеоплейера техники нет. Того нет, этого нет — а кому сейчас легко. Главное, что мы есть. Коллектив. Стены. Традиции. И будем.
Потому что есть и будут люди, которым искусство дороже спокойной жизни. Которые родились быть художниками и будут учиться этому. Будут работать, как ненормальные, днем и ночью. Будут писать картины не для продажи. Выставки устраивать, как пир во время чумы. Художник не просто профессия. Художестенное училище не просто техникум, среднее, специальное, учебное. Это нечто другое. Особое. Кто учился здесь — тот поймет. Кто решит учиться — придет. И никакие исторические катаклизмы — здесь не помешают. Это все в другой плоскости. Искусство вечно. А нам — всего сорок. Самый тот возраст. Чтобы творить и развиваться. Будем.

 

Марина МОСКАЛЮК

НАШИ МАСТЕРА

В 1997 году в Санкт-Петербурге торжественно было отмечено 240-летие Российской академии художеств, которая все годы своего существования при любых исторических ситуациях сохраняла и развивала традиции поддержки талантливых художников. И когда более десяти лет назад в Красноярске на родине первого сибирского академика, Василия Ивановича Сурикова ?было открыто региональное отделение Академии “Урал, Сибирь, Дальний Восток”, были созданы и творческие мастерские живописи, скульптуры, графики.
Структура академической мастерской конца XX века в чем-то напоминает ту, что была у великих мастеров прошлого. Лицо мастерской и ее творческое кредо во многом определяется личностью руководителя, который по конкурсу отбирает опытных художников, делится с ними своими знаниями, направляет их дальнейшее развитие. Получая оборудованные помещения для своей работы, жилье и небольшое материальное обеспечение, под одной академической крышей пять живописцев, пять скульпторов и пять графиков работают в течении трех лет, обогащают друг друга в постоянном общении, соприкасаются с художественными традициями регионов и национальностей России.
Со дня основания мастерскую живописи ведет Анатолий Павлович Левитин, народный художник России, академик, профессор (г. Санкт—

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 4-5 1998г