<<

Людмила ЕРЕМЕЕВА

СКАЗОЧНЫЕ ГОДЫ

 

Судьбой уготованы были мне на протяжении всей жизни сначала нежданно-негаданные, а потом уж и “запланированные” встречи с героями чудных волшебных сказок С.Я. Маршака. Через сказочных героев этих, конечно, происходили и знакомства с реальными людьми, интересными личностями, страстными поклонниками театра.Среди них — самодеятельные артисты и самодеятельные режиссеры. Но главное — сам писатель-сказочник Самуил Яковлевич Маршак! И как же я благодарна судьбе, что все сложилось именно так, а не иначе. Но обо всем по порядку.
Началось все в послевоенном 1945 году, когда я училась в 7 классе школы N 40 г. Красноярска. Директором школы, литератором по образованию, Тамарой Петровной Братухиной был создан тогда школьный театр. Многих из нас выбрала она для постановки своего первого спектакля, который назывался “12 месяцев” (автор С.Я. Маршак). Потом были и другие спектакли, такие же яркие, музыкальные, с хором и танцами, с волшебными превращениями, с огромным количеством действующих лиц — бесталанных у Тамары Петровны не оказывалось, каждый на малую или большую роль, а годился, — но все равно “12 месяцев” никто и никогда не мог превзойти. Все было необыкновенно, все — впервые!
Ну в общем, сказка! Как нужна она была в тот полуголодный 1945-й! И нам — “артистам”, и зрителям, которые не избалованы были зрелищными мероприятиями.
А сколько подготовки, сколько репетиций, сколько беготни с костюмами. Фантазии нашего руководителя были безграничны, да и наши мамы оказались такими же умелыми и добрыми помощниками, ведь буквально “из ничего” создавали костюмы и для королевского двора, и для лесных зверушек, и для братьев-месяцев. Перекраивали скатерти и ковры (благо они были лишь из сукна или бархата), перетрясали свои сундучки, красили, шили, вышивали, украшали всякой мишурой, крахмалили.
Когда все собрались на генеральную репетицию в костюмах, мы долго не могли прийти в себя: только ахали да охали, глядя друг на друга. Потом помаленьку привыкли, а каково было зрителям, видевших все это великолепие впервые? В большущем зале яблоку негде упасть, все, и дети, и взрослые, смотрят, затаив дыхание. Так напряженно, все зимние и весенние каникулы работает наш ТЮЗ. Мы — герои дня. Нас, особенно главных героев, узнают на улице, здороваются, улыбаются, ребятишки из других школ бегают за нами ватагами, обожающе заглядывают в глаза.
Ах, какой яркой, насыщенной стала теперь жизнь в нашей школе; как гордились мы своим

 

 

 

театром, своим необыкновенным, не похожим ни на кого директором, педагогом, режиссером. И вот — гром среди ясного неба.
Моего отца — инженера-гидростроителя Енисейского речного пароходства Юр Сергея Анисимовича — переводят на работу на Север, в глубинку, за 400 с лишним километров от Красноярска. Прощай, любимая школа, прощай, театр, прощайте, мечты о новых интересных ролях. Ведь там явно никто не настроил еще никаких театров, школы-то десятилетки, где мне надо будет продолжать учебу, — явно нет?! (Последнее, кстати, подтвердилось).
Только начинающийся строиться поселок речников Подтесово встретил нас приветливо. Чувствовалось, что папу здесь давно ждали. Жилплощадь в уютном двухквартирном домике была подготовлена, и уже стояли там железная кровать и грубо сколоченный стол, табуретки. Папа развесил по стенам свои музыкальные инструменты — мандолины, гитары, балалайки, — он всегда их возил за собой, в промежутках между ними мама развесила свои вышивки — вот самое главное и сделано. Стали обживаться на новом месте.
Следующим важным “объектом”, который нашей семье предстояло обследовать и обжить — был клуб — длиннущий добротный барак с довольно вместительным залом, фойе для танцев и сценой, где была, кстати, прекраснейшая акустика. Это тут же продемонстрировал папа на своей звучной мандолине. Малейшее piano слышно было в самом дальнем углу зала.
— Как хорошо здесь бы зазвучали Маршак, Островский, Гоголь, Чехов. Ведь тихая речь, даже шепот, шелест платья — отовсюду будут слышны, — завосхищалась мама, активная участница драмкружков, где бы мы ни жили.
Папа вскоре был в клубе уже своим человеком, к нему потянулись все любители музыки — и вот уже создан оркестр народных инструментов! Но мама все не могла найти себя, как ни старалась. Единомышленников, любителей театра оказалось в этой глубинке не так уж и мало, но объединить-то их должен был один-единствен

 

Черникова Нэля и Шахнович Ольга.
“Хозяин-слуга”. Постановка А.Г. Гор.
1970 г.

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 4-5 1998г