<< 

Николай МИХАЙЛОВ

 

 

ПЯТЫЙ
ЗАВЕРШАЮЩИЙ

(Неизвестные страницы истории. Первый полет человека в космос)

 

 

25 марта 1961 года советские ученые и инженеры провели последний испытательный полет корабля-спутника с животными на борту. Собачка Звездочка, совершившая полет на пятом корабле, также благополучно перенесла полет и приземление в спускаемой капсуле. Всего 17 дней осталось до полета Юрия Гагарина.
За подробностями я обратился к летчику-космонавту Г.С.Титову. На мое письмо ответил начальник Управления полетами. Вот что он написал:
“Уважаемый Владимир Михайлович!
По поручению Германа Степановича сообщаю Вам, что полет, о котором вы просите рассказать, был завершающим из серии испытательных полетов корабля-спутника “Восток” перед запуском человека.
Основной задачей этого полета являлись отработка конструкции и различных систем корабля, в том числе систем жизнеобеспечения, и проведение медико-биологических экспериментов с подопытной собачкой Звездочкой и другими биологическими объектами. Также на корабле был установлен манекен, на котором отрабатывались катапультирование и приземление на парашюте манекена, имитирующего экипированного космонавта.
Запуск был осуществлен с космодрома “Байконур” 25 марта 1961 года. Продолжительность полета корабля-спутника составила 1 час 55 мин. Максимальная высота полета 247 км.
Выполнение программы полета корабля-спутника позволило окончательно убедиться в надежности космического корабля и показало, что этап подготовки к полету человека в космос завершен. Начальник Управления полетами”.

Позже, я подробно записал рассказы очевидцев: бывшего командира авиаэскадрильи Ижевского аэропорта Л.К.Оккельмана о поиске спускаемого космического корабля-спутника 25 марта 1961 года и рассказ бывшего военного комиссара подполковника в отставке Д.С.Мазунина о приземлении космического корабля-спутника на территории Фокинского (ныне Чайковского) района Пермской области 25 марта 1961 года:

 

КАК ЭТО БЫЛО

В ВОЗДУХЕ

Л.К.Оккельман

“В жизни каждого человека бывают дни, которые он помнит всю оставшуюся жизнь. Одним из таких дней для меня был 25 марта 1961 года, и связан он с освоением космоса.
25 марта 1961 года прихожу на работу и первым делом, как всегда, – метеоконсультация. Аэродром закрыт в связи с плохими метеоусловиями: низкая облач

 

 

 

 

ность, временами туман, плохая видимость. Все полеты отменяются.
Меня встречает секретарь начальника аэропорта и просит срочно зайти в его кабинет. Захожу. В кабинете вижу большую группу людей. Начальник аэропорта Закорко А.М. представляет меня руководителю этой группы, а тот знакомит меня, в свою очередь, с поисковой группой: с экипажами самолета Ли-2 и вертолета, инженером-конструктором, врачом, пиротехниками и другими, которые прибыли в аэропорт два дня назад. Такие же группы находились в Куйбышеве и в Перми. И сообщает цель моего приглашения.
“Сегодня, – говорит он, – 25 марта 1961 года, будет запущен космический корабль-спутник с собачкой Звездочкой и другими объектами на борту. Наша задача – встретить корабль после его приземления, обеспечить сохранность и подготовить условия к его эвакуации. Но создалась нештатная ситуация. Наша авиация (Ли-2 и вертолет) из-за погоды не смогут взлететь; другие виды транспорта из-за бездорожья и водных преград не могут быть использованы. Что Вы можете предложить и чем помочь?”. Начались дебаты.
В конце концов, принимается следующее решение: полечу я, Лев Карлович Оккельман, в то время командир отдельной 61 авиаэскадрильи Ижевского аэропорта, летчик-миллионер. Допущенный к полетам днем и ночью в сложных метеоусловиях с заходом на посадку по радиосредствам, имеющий право производить посадки на площадках, подобранных с воздуха, на имеющихся в авиаэскадрильи самолетах. Полечу для встречи спускаемого космического корабля на самолете Як-12 с двумя пассажирами из органов КГБ. Полет буду осуществлять под облаками в коридоре предполагаемого места посадки. Для связи со мной и корректировки моего полета из Куйбышева вылетит самолет-лаборатория Ил-14, который будет летать сверх облаков, а имеющаяся на его борту аппаратура позволит отслеживать местонахождение моего самолета и космического корабля, держать со мною связь и корректировать мой полет.
Взлетели мы до запуска корабля-спутника, установили между собой связь и пошли в свои коридоры. Погода была на пределе. Десятибалльная облачность высотой порядка 100 метров, видимость в пределах 1000 метров. Примерно через полтора часа низкая облачность оттеснила меня в район Сарапула и Камбарки. Воспользовавшись этим, я связался с Янаулом и запросил прилет к ним, посадку и заправку, что и было сделано в короткий срок.
Немного отдохнув, взлетаю, устанавливаю связь с Ил-14 и направляюсь в коридор. С Ил-14 передают:

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 7-8 2004г.