<< | Наверное, такая судьба уже сама по себе могла бы стать достойной внимания потомков. Однако нас притягивает в ней и нечто большее. Ведь первые десятилетия ХХ века, на которые пришелся творческий расцвет Олениной, были эпохой, когда вершилась подлинная революция в искусстве, в том числе сценическом. И она по праву сумела занять свое место в ряду великих реформаторов. Ей суждено было стать связующим звеном, мостиком между Х1Х и ХХ веком в русском вокально-камерном исполнительстве. Новаторские традиции Новой русской школы, с деятелями которой ее связывала личная дружба, принесла она с собой в 900-е годы, раскрыв перед музыкальной аудиторией бесценные кладовые Мусоргского. Безошибочно угадав потребность времени в этом самобытном русском гении, она сделала его знаменем своего искусства. Мусоргский оказал решающее влияние на ее исполнительский стиль, в котором так органично слились на эстраде звучащая музыка и слово. Собственно, именно с Олениной-д'Альгейм жанр камерного пения становится явлением на русской эстраде, равновеликим оперному. Ее "Дом песни", ее вокальные вечера с неслучайным, художественно осмысленным подбором репертуара сделали этот процесс необратимым. А ее бескомпромиссное, не знающее ни расчета, ни выгоды, служение своему искусству, ее презрение к рекламе и другим суетным знакам отличия эстрадной звезды и по сей день могут служить примером для многих поколений вокалистов. Хотя заметим в скобках: не здесь ли таится причина столь странного забвения, замалчивания великой певицы, начавшегося еще при жизни и длящегося после ее кончины? И все же хочется верить, что из этого поединка со временем Оленина-д'Альгейм выйдет победительницей и что ее час придет. Потому что именно сегодня, в эпоху тотальной коммерциализации искусства, уроки Олениной показывают, как важно удержать планку его высокой духовности, положив на это, если потребуется, всю свою жизнь. | | ДиН стихи Тамара ГОНЧАРОВА *** Монахиня Дивеевской обители, Прабабушка далекая моя, Пусть никогда друг друга мы не видели, И имени, к стыду, не знаю я. Но в Радоницу - день поминовения, Свечу поставив, за тебя молюсь, И в эти грустно-светлые мгновения, Быть может, смотришь сверху ты на Русь. Дивеево, быть может, видишь дивное, И келью, что опять населена, И время, пусть не щедрое, но мирное, Когда о Боге вспомнила страна. И ты простишь ей годы разорения, Как в день прощеный все прощают всем, А вдруг придет мгновенье озарения, И злобы не останется совсем? Монахиня Дивеевской обители, Прабабушка далекая моя, Пусть никогда друг друга мы не видели, Пусть имени, прости, не знаю я, Но обращаюсь с просьбою извечною, Коль мне несладкая досталась жизнь: Ты за меня молитвою сердечною Святому Серафиму помолись. г. Красноярск | | >> |