| |||||
<< | Марина САВВИНЫХ
ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ (о романе Анатолия Чмыхало
Читающая публика знает Анатолия Чмыхало как автора серьезной исторической прозы. На протяжении всего своего творческого пути (а это уже более полувека!), писатель подробнейшим образом воссоздавал на страницах повестей и романов самые драматические, переломные моменты жизни Енисейского края - будь то годы гражданской войны ("Половодье", "Отложенный выстрел"), или освоение Сибири казачьей вольницей ("Дикая кровь", "Опальная земля"). Зоркий глаз, скрупулезность ученого, предельно внимательного к факту, обостренное психологическое чутье художника и прежде позволяли Чмыхало развернуть под неожиданным углом уже определенным образом интерпретированные события и факты - так возникали картины и характеры, в которых действительность далекого прошлого прочитывалась, как минимум, неоднозначно - прославленные герои иной раз открывались читателю в достаточно неприглядных поступках, а заведомые враги оказывались людьми, не лишенными достоинства, человеческих чувств и собственной правоты. В годы единственной и единой для всех - партийной - точки зрения на отечественную и мировую историю так показать Колчака, как это сделал Чмыхало в "Половодье", а позднее - бандита Ивана Соловьева в "Отложенном выстреле", было делом нешуточного риска и требовало от писателя личной отваги. Сегодня, когда позади уже несколько "волн" ошеломляющих разоблачений и реабилитаций, новых возвеличиваний и посрамлений известных исторических персон, те, старые, книги Чмыхало читаются неожиданно свежо - как будто само время, снимая злободневность читательского ожидания, обращает твое внимание к тому, что раньше оставалось в тени, таилось где-то в подтексте (может быть, даже неявно для самого Анатолия Ивановича). Это "что-то" - сознание, мысль, личность автора, поневоле участвующего во всем, чего касается его перо. Каюсь, когда нынче летом я снова перелистывала "Половодье", больше всего меня занимал именно этот "персонаж" - сам Чмыхало, как тот, кто распутывает клубок исторической интриги.
| Виной тому - два его последних романа , в которых как раз этот герой выступает на первый план, причем - свободно, во всю мощь своего незаурядного темперамента и - выпестованной десятилетиями жадного чтения, путешествий и встреч - эрудиции. Познакомившись с автором-героем "Ночи без сна" и "Плача о России", совсем по-иному воспринимаешь коллизии, которые он исследовал в своих "старых" книгах.
| >> | ||
| |||||
"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 11-12 2007г. |