<< | Антон НЕЧАЕВ
“ПРЕВОСХОДНЫЕ
I. ИМЕНА Странное имя – Фотиния... Отец и мать – любители фотосъемки, но понятно – не это главное. “Фотос” – по-гречески “свет”, то есть Фотиния – значит Светлана. (Светлана Васильева?) Простим автору сей невинный камуфляж, но Светлана Васильева взаправду полюбила Фотинию “аки самоё себя”. Казалось бы, о ком ведется рассказ? Обыкновенная москвичка (обыкновенная “почти” – все-таки дочь шпионов), любящая свой город (“приходите в светлый рай, он зовется милый край!”), росшая с бабушкой, побывавшая в подростковом возрасте на “блаженном острове коммунизма”, созданном вечным Фиделем – что в ней особенного? Далее – муж-сокурсник, карьерист и стукач (то есть, связан с теми же службами, что и родители героини), сын Сергей, журналистская деятельность самой Светланы (Фотинии)... Стоит ли об этом писать? Но: “о, светло-светлая и красно украшенная столица! Дивными красотами ты богата: вечными своими улицами дивишь, широкими площадями, реками, упрятанными в поземные трубы, кладязьми и источниками месточтимыми...”. Или (о музыке Брамса): “...открывалась какая-то величественная постройка – в разрыве времени, в его просвете. Это был ДВОРЕЦ. <...> Фигуры то сходились, то расходились, одна фигура поглощалась другой, цепочки пар рвались, и их вдруг отбрасывало так далеко друг от друга, что казалось, никакой музыке не достать. В этой шахматной партии все было рассчитано заранее – каждая встреча, шорох и ропот разлуки”. Затягивает. Внутренний мир девочки, увлеченной музыкой (именно музыкой – не игрой). А позднее увлекшейся и словами, музыкой слов: “ее интересовала не жизнь, не реальные перипетии ее взаимоотношений... – а лишь с л о в а, с л о в а, с л о в а...”. (Повзрослев, героиня отважится на роман, который в финале совпадет слово в слово с романом Светланы Васильевой.) В конце концов, именно с л о в а станут сутью ее существования. Когда таинственные (последние слова бабушки), когда трагичные и простые (послание сестры Анны). Прочитав роман предельно внимательно, не могу припомнить ни одного д е й с т в и я героини (перемещения из города к даче не считаются). Только однажды Фотиния напилась до чертиков с полумистической казначеей-сторожихой монастыря, и то, потому что без выпивки та вряд ли стала бы с ней р а з г о в а р и в а т ь.
|
финалу же доведших Фотинию до невменяемого состояния (до смерти?). Это – одновременная гибель родителей (знали лишнее), смерть Экземплярова (помогли?), убийство скульптора Плохово, папка Океана Пастора (а имена-то, имена!) и др. Фотиния удручена, напугана, потеряна и пр., но по-прежнему она движется как в дыму (скорее, стоит на месте). Горит монастырь, горит исписанная бумага, сын уезжает на содержание к заграничному мафиози (мафиози тоже вскоре погибнет), Ладенов (ее любовь) непонятен, необъясним (непонятен ей, а так – ничего особенного), и эта непонятность – тоже огонь, дым от которого слепит и душит ее – Ф.Кокушкину.
| >> | ||
| |||||
"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 5-6 2005г. |