<< 

ДиН библиотека современного рассказа

 

Николай ГОДИНА

 

ЭФФЕКТ
ОБОЛЕНСКОГО

(Из жизни “ушедшего объекта”)

 

ФРАУ МАРТА

Где-то в начале 30-х годов удачливая судьба забросила молодого чечеточника и киношника в Берлин на фабрику грез УФА. Советскую киноиндустрию интересовал звук в кино. Были какие-то наработки, но не было опыта. На приеме, устроенном по случаю приезда Леонида Леонидовича, директор киноцентра спросил:
– Как вы, герр Оболенский, отнесетесь к тому, что мы вам предоставим отдельный коттедж? Там прекрасная хозяйка фрау Марта. Если она за вами будет ухаживать, вы не будете возражать?
– Нет, конечно.
Фрау Марта не подвела: всегда чистое белье, сорочки, изысканная еда.
Однажды хозяйка, смущаясь, спросила Леонида Леонидовича:
– Скажите, герр Оболенский, вы всем довольны?
– Да, спасибо, всем.
– А как женщина я вас не интересую?
– Отчего же, – стушевался постоялец.
Все когда-то кончается. Задание выполнено. Состоялась удачная сделка с немцами. На прощальном ужине директор кинофабрики обратился к отъезжающему:
– Хочу спросить, всем ли вы довольны, герр Оболенский?
– Да, очень.
– А как вам фрау Марта?
Леонид Леонидович не подозревал о чем речь.
– Ну, что вы, выше всяких похвал. – Сделав небольшую паузу, добавил. – Между прочим, это моя жена.

 

ЗАЩИТНИК

Война есть война. Вместе с профессорами и доцентами недавний преподаватель ВГИКа Оболенский оказался ополченцем в подмосковных лесах. Государство вооружило своего защитника тяжелой кинокамерой, выделило возницу с телегой и строго наказало не пропустить героического момента при разгроме захватчиков, запечатлеть нашу победу под Москвой.
Увы, ополчение вскоре попало в брянско-вяземское окружение. Во время обстрела возница сбежала вместе с телегой и аппаратурой, а Леонид Леонидович лежал контуженным на дне сырой воронки. Подошел немецкий офицер с двумя солдатами.
– Ауфштейн!
– Их бин кранк.
Офицер приказал солдатам: “Поднимите”.
– Кто ты?
– Я артист.

 

 

 

 

– Ага, артист! Как же ты, артист, попал сюда?
Разговор шел на немецком и на латыни. Немец понял, что перед ним действительно не солдат...
В свое время человек из органов прямолинейно в лоб спросит Оболенского:
– Почему же ты, советский человек, не покончил с собой, а стал работать на врага?
– Я хотел жить...

 

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Одним из самых эффективных способах борьбы с политзаключенными или к ним приравненными было “шефство” уголовников. По сговору с администрацией за каждым зэком стоял один, а то и два блатаря. Почти каждую ночь случались в бараках трагедии. Когда все спали, намеченную жертву будили, снимали с нее кальсоны и на этих кальсонах вешали. Повод? Да любой. “Морда мне твоя не нравится”, – к примеру.
Оболенский почувствовал: не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра придет его черед. Он был так измучен, обессилен, что даже подумывал: “Скорее бы конец”.
И вот однажды ночью приходят и к нему. Он понимает все, но тот в экстремальной ситуации как всегда срабатывает инстинкт самосохранения. Человек хочет жить!
– Знаете что, – говорит он “шефам”, – я вижу пришел мой конец. Но, если чуть-чуть потерпите, я расскажу напоследок одну интересную историю.
И стал рассказывать историю Ромео и Джульетты. Во время этого рассказа он почувствовал, что куда-то уходит все дальше и дальше от ночного кошмара. Сделалось легко-легко. Рассказывает, а сам себе думает: “Ах, умирать это совсем не страшно. Сейчас умру и никаких пыток”. И продолжает говорить, говорить. Сколько это длилось, не помнит. И вдруг, очнувшись, слышит тако-ой художественный мат. Открыл глаза, а главарь ему:
– Ты что, падло, решил подохнуть и не рассказать нам про Ромео и Джульетту?
Оказывается ему ввели в мышцу адреналин.
– Не вздумай, – пригрозил, – вот когда закончишь, тогда мы решим что с тобой делать.
Так в течение нескольких вечеров Леонид Леонидович понемногу рассказывал. Когда шекспировская история закончилась главарь сказал своим:

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 5-6 2005г.