<< | | ДиН библиотека современного рассказа Николай ГОДИНА ЭФФЕКТ ОБОЛЕНСКОГО (Из жизни “ушедшего объекта”) ФРАУ МАРТА Где-то в начале 30-х годов удачливая судьба забросила молодого чечеточника и киношника в Берлин на фабрику грез УФА. Советскую киноиндустрию интересовал звук в кино. Были какие-то наработки, но не было опыта. На приеме, устроенном по случаю приезда Леонида Леонидовича, директор киноцентра спросил: – Как вы, герр Оболенский, отнесетесь к тому, что мы вам предоставим отдельный коттедж? Там прекрасная хозяйка фрау Марта. Если она за вами будет ухаживать, вы не будете возражать? – Нет, конечно. Фрау Марта не подвела: всегда чистое белье, сорочки, изысканная еда. Однажды хозяйка, смущаясь, спросила Леонида Леонидовича: – Скажите, герр Оболенский, вы всем довольны? – Да, спасибо, всем. – А как женщина я вас не интересую? – Отчего же, – стушевался постоялец. Все когда-то кончается. Задание выполнено. Состоялась удачная сделка с немцами. На прощальном ужине директор кинофабрики обратился к отъезжающему: – Хочу спросить, всем ли вы довольны, герр Оболенский? – Да, очень. – А как вам фрау Марта? Леонид Леонидович не подозревал о чем речь. – Ну, что вы, выше всяких похвал. – Сделав небольшую паузу, добавил. – Между прочим, это моя жена. ЗАЩИТНИК Война есть война. Вместе с профессорами и доцентами недавний преподаватель ВГИКа Оболенский оказался ополченцем в подмосковных лесах. Государство вооружило своего защитника тяжелой кинокамерой, выделило возницу с телегой и строго наказало не пропустить героического момента при разгроме захватчиков, запечатлеть нашу победу под Москвой. Увы, ополчение вскоре попало в брянско-вяземское окружение. Во время обстрела возница сбежала вместе с телегой и аппаратурой, а Леонид Леонидович лежал контуженным на дне сырой воронки. Подошел немецкий офицер с двумя солдатами. – Ауфштейн! – Их бин кранк. Офицер приказал солдатам: “Поднимите”. – Кто ты? – Я артист. | | – Ага, артист! Как же ты, артист, попал сюда? Разговор шел на немецком и на латыни. Немец понял, что перед ним действительно не солдат... В свое время человек из органов прямолинейно в лоб спросит Оболенского: – Почему же ты, советский человек, не покончил с собой, а стал работать на врага? – Я хотел жить... РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА Одним из самых эффективных способах борьбы с политзаключенными или к ним приравненными было “шефство” уголовников. По сговору с администрацией за каждым зэком стоял один, а то и два блатаря. Почти каждую ночь случались в бараках трагедии. Когда все спали, намеченную жертву будили, снимали с нее кальсоны и на этих кальсонах вешали. Повод? Да любой. “Морда мне твоя не нравится”, – к примеру. Оболенский почувствовал: не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра придет его черед. Он был так измучен, обессилен, что даже подумывал: “Скорее бы конец”. И вот однажды ночью приходят и к нему. Он понимает все, но тот в экстремальной ситуации как всегда срабатывает инстинкт самосохранения. Человек хочет жить! – Знаете что, – говорит он “шефам”, – я вижу пришел мой конец. Но, если чуть-чуть потерпите, я расскажу напоследок одну интересную историю. И стал рассказывать историю Ромео и Джульетты. Во время этого рассказа он почувствовал, что куда-то уходит все дальше и дальше от ночного кошмара. Сделалось легко-легко. Рассказывает, а сам себе думает: “Ах, умирать это совсем не страшно. Сейчас умру и никаких пыток”. И продолжает говорить, говорить. Сколько это длилось, не помнит. И вдруг, очнувшись, слышит тако-ой художественный мат. Открыл глаза, а главарь ему: – Ты что, падло, решил подохнуть и не рассказать нам про Ромео и Джульетту? Оказывается ему ввели в мышцу адреналин. – Не вздумай, – пригрозил, – вот когда закончишь, тогда мы решим что с тобой делать. Так в течение нескольких вечеров Леонид Леонидович понемногу рассказывал. Когда шекспировская история закончилась главарь сказал своим: Скачать полный текст в формате RTF | >> |