<< | Олег ХОМЯКОВ В БОЛЬШОМ ДОМЕ Памяти редакторов литературных журналов советской России, не доживших до свободы слова. ПЕРВЫЙ АПРЕЛЬ... “...Никому не верь”? И правда – не верилось мне тогда в удачу. Апрель для киностудий напряженный месяц: подготовка к летним съемкам. Для редакторов сценарных отделов особенно. Многоступенчатая система утверждения литературной основы фильма, какой является киносценарий, пожирала недели, а то и месяцы. Отзыв консультанта, то есть ведомства, чьи интересы затронуты в сюжете, заключение РОСКИНО – республиканского кинокомитета – утверждение в ГОСКИНО, своеобразном тогда Министерстве Кинематографии. А, случалось, сценарий “вентировался” в ЦК РСФСР или даже в ЦК КПСС. (До цензуры, так называемого ГОСЛИТА, дело не доходило. Кино было и “самым важным” из искусств, и самым, можно сказать, трусливым. Горячие каштаны из костра таскала мама-литература, об экранизации же “смелых книг” даже думать не полагалось.) Разумеется, каждая инстанция посчитала бы себя кровно обиженной, если бы не дала список замечаний по сценарию и не настаивала бы, оттопырив щеки, на их исполнении: нельзя есть даром народный хлеб. Редактор, работающий бок о бок со сценаристом, как раз и отвечает за направления... И вдруг я – в отпуске! Прощай на 24 дня Урал, здравствуй Подмосковье: Дом Творчества. У кинематографистов он свой, лучший, пожалуй, из всех: по долгу службы я бывал и в Переделкино, тоже под Москвой, и в Репино под тогдашним Ленинградом, и в крымском Коктебеле – могу сравнивать. Но объяснялась “апрельская шутка” просто стечением обстоятельств. Уральской студии везло на экранизации классики – от “Угрюм-реки” и романов Мамина-Сибиряка до пьесы Пристли и документальной книги Д.Медведева “Сильные духом”. С прохождением по инстанциям таких киноверсий дело обстояло проще, и в одно из таких “окон”, когда все утверждено и подписано, я и попал. Отпросился, купив путевку на творческую работу. Как же! Классикой сыт не будешь, говоря идеологическим языком. Нужны фильмы на современную тему. А я как раз вознамерился написать сценарий о БАМе. Стройке века. Художественный – меня ли не послать, не отпустить... нет, не на БАМ, о чем позднее, но в тот самый “творческий заповедник”?.. Прибыл. Можно поселиться в главном корпусе, но я выбрал домик-дачку на территории бывшей дворянской усадьбы. Спокойнее. Ведь одноместных комнат ни тут, ни там. И, чего греха таить, не без волнения (плохой сосед – все насмарку) справился у дежурной по приему: | | кто в теремке под №3 живет? Оказалось, некто К а в е р и н. – Вениамин Каверин? Нет, однофамилец. Дежурная заглянула в формуляр: – У него двойная фамилия: Каверин-Акрополев... Наоборот, простите: А к р о п о л е в-Каверин. Интеллигентный человек. Писатель. С моего не-злого языка слетела шутка, как птичка с ветки: – Специалист по эпитафиям? – Что вы?.. – не поняла женщина. – Я как писателя его не знаю. А вы? – Знаете, – смутилась, но и вышла из положения дежурная, – я здесь недавно работаю... Мне оставалось кивнуть, как поспешить на выручку: – Вот оно что. Мне по долгу редактора художественных фильмов приходится бывать в столь благословенном месте, и персонал знаком, а вас, как ни напрягу память, не вспомню. Еще вопрос! Сосед... Как его имя? – Эдуард Маркович. – Он – с машинкой? Имею ввиду – пишущую. Не обратили внимание? Кивнула. И совершенно резонно – под мою “с кислинкой” физиономию заметила: – Но для чего же Дом Творчества? – “Железная логика”, – вспомнил я Аркадия Дзюбина из любимой в детстве картины “Два бойца”. ДВА СТРОЧКОГОНА Сам я не печатаю на машинке. И пальцы не развиты, медлят, и стук мешает. Во имя тишины бежишь из дома, уединяешься – так на тебе! Но поздно переигрывать. Первоапрельский заезд расписан, да я еще и ликовал, услышав о “тринадцатой”. Расположение дач мне ведомо, эта – лучшая. На берегу пруда, старицы реки Яузы. Невидимая за кустами сирени, пусть еще не распушившейся (апрель не радовал теплом), с уютной терраской и лавочкой у входной двери. Тонкая штука-разница в том, что объемы работы разные. Стучи я сам по клавишам, сценарий – это 70-80 страниц. Повесть или роман – сотни. А всяк невольно превращается в “пулемет”, раз выкроил время, прибыл в Дом Творчества на полном обеспечении и уж молотить так молотить. Драматургия – шахматы: ло Скачать полный текст в формате RTF | | >> |