<< | | Рафаэль МУСТАФИН СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРИСОВКИ ТРАДИЦИЯ Навороченный “Мерс” с тонированными стеклами везет тележку свежего благоухающего навоза. На свою дачу, удобрение под картошку. А что одно горючее обойдется дороже, чем вся выращенная на участке картошка, это его мало волнует. Дед с бабкой сажали, отец с матерью сажали. А он чем хуже? На подъезде к участку “Мерседес” долго буксует в глинистой почве, превращенной недавними дождями в непролазную грязь. Разворачиваясь у калитки, задевает крылом железный штырь и оставляет глубокую царапину. Сам водитель по уши вываливается в навозе. Но зато – сделал дело. Теперь можно пойти и вместе с братанами обмыть это дело. ЗАЯЦ Как-то зимней ночью я на председательском “Газике” возвращался из деревни. По сторонам мелькали заснеженные поля, холмы, перелески. Вдруг лучи фар выхватили из темноты крупного зайца-беляка, зачем-то выскочившего на дорогу. На мгновенье свернули рубиновые глаза, и заяц тут же припустил по дороге, далеко закидывая задние лапы. Шофер сразу оживился, – взыграла, видать, охотничья жилка – и поддал газу. Бешеная гонка продолжалась минут пять. Как ни быстро мчался заяц, а сердце машины все же выносливее, и она стала неумолимо догонять косого. Казалось бы, проще простого: один скачок в сторону, в глубокий снег, и жизнь его спасена. Но заяц, как заколдованный, мчался из последних сил в узком световом коридоре, не в силах вырваться из него. Сидящие в машине принялись уговаривать шофера: – Оставь... Не надо... Зачем он тебе? Раздавишь... Шофер послушался, сбавил ход, выключил ненадолго фары, и заяц тут же сиганул на обочину. Вот и мы, как тот заяц, сколько лет мчались в узком коридоре идеологических шор, не решаясь свернуть в сторону. Работали на пределе сил, бежали без оглядки, прижав уши. Пока не докатились до крайней черты. И теперь, когда фары притушены, с удивлением оглядываемся вокруг: и куда мы мчались, чему верили? КЕРЕМЕТЬ Об этом случае мне рассказали в деревне Куянково (Куян авылы) Парньгинского района Марий Эл. Трое деревенских парней заготавливали лес для постройки дома. Поскольку вблизи деревни лучшие прямостойные сосны давным-давно вырублены (вот тебе и знаменитые марийские леса!), парни заехали в расположенную неподалеку священную рощу – Кереметь. Здесь марийцы собирались по священным, еще дохристианским праздникам, молились своим богам, украшали деревья пестрыми ленточками, кусочками яркой ткани, угощались (но спиртного не пили!). Одним словом, выполняли старинные язычес | | кие обряды. Рубить деревья в роще Кереметь строго-настрого запрещалось. Парни знали об этом. Но уж больно хороши были рослые вековые сосны! Да и близко к тому же. Вот они и решились. У вас, мол, свой Бог, у нас – свой. Ни черта не будет! Когда марийцы узнали об этом, сказали: Все! Больше вам на этом свете не жить! Кереметь такого не прощает. Парни только посмеялись. Но не прошло и года, как один из них попал в автомобильную аварию и погиб. Через год внезапно заболел второй – до этого ничем не болевший, здоровяк, недавно отслуживший в армии. Лежал в больницах, лечился. Но врачи так и не смогли определить причину болезни, и через некоторое время он умер в страшных мучениях. Прошло еще несколько месяцев, и третий лесоруб тронулся умом. Стал заговариваться, чахнуть буквально на глазах, не мог ни работать, ни вести нормальную семейную жизнь. Обратился к врачам, но они ничем не смогли ему помочь. Тогда он пошел к знахарке. Она ему сказала: Обратись к истинной вере! Молись Аллаху, соблюдай все требования ислама. Тогда вылечишься. Парень стал ходить в мечеть, пять раз в день совершать намаз, держать уразу... Перестал пить спиртное – не брал в рот ни капли. Бросил курить. Людям старался делать только добро. И действительно вылечился. Встал на ноги, начал работать в школе, руководить художественной самодеятельностью. Сделался уважаемым, авторитетным на селе человеком. Я вежливо выслушал эту историю, но не смог скрыть скептической усмешки. Такого рода мифов я слышал немало. Их охотно подхватывают, распространяют. Но на практике они чаще всего не подтверждаются. Спорить со мной не стали. Просто послали какую-то девчонку за этим человеком и познакомили меня с ним лично. Его зовут Табрис. На вид – около сорока. Мягкая доброжелательная улыбка, внимательный, добрый взгляд. Работает аккомпаниатором при колхозном доме культуры, ведет в школе уроки труда и музыки. Организовал кружки художественной самодеятельности, которые не раз занимали призовые места на смотрах не только в районе, но и в республике. Он прихватил с собой баян (решил, что его позвали развлечь заезжего гостя), исполнял татарские народные песни и песни наших композиторов. Да так проникновенно, задушевно. Всю душу переворачивал. Я пообщался с ним, поговорил о том, о сем. Но о случае со священной рощей расспрашивать не стал. А вдруг пробужу в его душе какие-то нежелательные воспоминания? Все вокруг его нахваливали. Зарплата – нищенская. А он и не требует ничего для себя, всего себя отдает служению святому делу. И в школе, и в колхозе за него держатся руками и ногами. И все же – как объяснить этот случай? С точки зрения науки? Неужели простая случайность? Или подействовало внушение? Скорее всего – последнее... ТРИ ПОКОЛЕНИЯ Знаю Мухлису-апу много лет. Вся ее жизнь, можно сказать, прошла на моих глазах. Обычная татарская женщина. Скромная, работящая. И собой пригожая. После сельской десятилетки работала на ферме дояркой. Муж – механизатор. Сначала жили хорошо, душа в душу. Построили на зара Скачать полный текст в формате RTF | >> |