<<

Михаил КАЛАШНИКОВ

 

ТРАЕКТОРИЯ ВЕКА

 

Имя всемирно известного оружейника Михаила Калашникова давно стало символом конструкторской удачи. Но мало кто знает, какую сложную и интересную жизнь прожил этот человек. В 2004 году, к 85-летию Михаила Тимофеевича, в Москве планируется издать книгу его воспоминаний. Книга подарочная, мало кто из многочисленных российских читателей ее увидит. А материал интереснейший! Это не история жизни отдельного человека – это историческая драма страны в одной биографии. Испытания судьбы и ее победы.
В свои 85 лет Михаил Тимофеевич обладает удивительной памятью, прекрасным литературным языком и позицией гражданина, твердости и достоинству которой можно поклониться.
Главным помощником при написании историко-биографической книги была дочь конструктора Елена Калашникова и давний соратник по конструкторской работе Николай Николаевич Шкляев.
Журнал “День и Ночь” предлагает своим читателям некоторые отрывки из воспоминаний М.Т.Калашникова.
Лев РОДНОВ

 

 

ССЫЛКА

Тридцатые годы двадцатого столетия для российского крестьянства были отмечены особо печальными событиями. Под лозунгом “активной всеобщей коллективизации” начались ужасные беззакония. Крестьянские семьи, имевшие более-менее продуктивное хозяйство, признавались “зажиточными”, “кулацкими” и без особого суда и следствия, простым голосованием бедноты (а, зачастую, просто лентяев и бездельников) высылались в северные районы Сибири. Имущество высланных крестьян подлежало полной конфискации...
В эти же годы происходило повсеместное отрицание веры и попрание Церкви. Даже в далеком алтайском селе Курья организовался Союз безбожников, в который вошли убежденные атеисты, решившие уничтожить веру в Бога в народе. По всей России начали разрушать Соборы и Храмы. Сейчас-то мы признали это кощунством, пришли к раскаянию, но тогда?.. Тогда при этих актах вандализма нередко происходили очень странные и печальные случаи...
Мои старшие сестры вспоминали, как в 1934 году разрушали в Курье красивейший Храм, стоявший на высоком месте в центре села. Уцелевшие фундамент и часть стен до сих пор напоминают о трагедии, которая произошла более полувека тому назад. Для того, чтобы снять с Храма Кресты, активисты Союза безбожников подъехали на тракторе, зацепили их веревками и повалили на землю. А в это время мимо Храма шла из школы маленькая девочка, второклассница. Так ее этими крестами и убило. Как и почему такое могло слу

 

 

 

 

читься? Многие сельчане тогда задавали себе этот вопрос...
Да, страшное было время. Тогда даже в частушках, которые печатались в календаре (численнике, как его тогда называли) чувствовалось невеселое настроение алтайских крестьян:

 

Сибирь – сторона хлебородная,
Хлеб в Поспелиху свезла –
Сама голодная!
Ох, матушки!
Новый хлеб заколосится –
Шелк оденем вместо ситца...
Ох, батюшки!
Крепко бабушка не ныла,
Революцию бранила...
Ох, матушки!
Вот свобода, так свобода –
Нету хлеба у народа!
Ох, батюшки!

 

Шел 1930 год. В этот год были раскулачены и высланы из села половина крестьянских семей. Это был поистине трагический год не только для нас...
Своим тяжелым повседневным трудом мои родители наконец-то обеспечили семье относительно сытую жизнь – мы дожили до среднего достатка.
К тому времени у нас произошли большие перемены: сначала, в 1923 году родители выдали замуж старшую сестру Гашу, через пять лет – Нюру, а в 1929 году женился и старший брат Виктор. Старенькие родители моего отца тихо, один за другим, ушли из жизни.

Мои родители Александра Фроловна и Тимофей Александрович остались с пятью сыновьями. Долгожданные отцовы помощники были еще, как говорится, “мал мала меньше”: старшему сыну Ивану – 15, младшему Николаю – всего 3 года. В школу в то время ходили двое – я и Василий.
Мы, школьники, всегда были в курсе событий, происходящих в селе. А события в Курье для некоторых крестьянских дворов происходили, прямо скажем, катастрофические.
Сначала в село начали приезжать “специальные уполномоченные”, которые проводили так называемые “собрания бедноты”. На этих собраниях составлялись списки по трем категориям крестьянских семей: бедняки, середняки и кулаки. Хозяйства тех, кто попадал в третью категорию, подлежали конфискации,

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 9-10 2004г.