<< 

Елена РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

 

 

“БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА И НАСТАВНИЦА”

Виктор Астафьев: начало литературной деятельности. Роль писательницы Клавдии Рождественской в его творческой судьбе

 

 

Крупнейший писатель второй половины ХХ века Виктор Петрович Астафьев свои первые шаги в литературе сделал у нас на Урале. Он прожил здесь 24 года. Уральский период писателя был плодотворным. Здесь были написаны дорогие его сердцу книги “Звездопад”, “Перевал”, “Последний поклон”, (первая книга), “Пастух и пастушка”, “Кража”, и много прекрасных рассказов, которые вошли в мировую сокровищницу.
Моя мать – писательница Клавдия Васильевна Рождественская в пятидесятые годы руководила пермской писательской организацией, возглавляя её три выборных срока подряд.
Она вошла в литературу как неутомимый собиратель литературных сил на Урале, способствовала рождению книг талантливых писателей.
Клавдия Васильевна стояла у истоков творческой деятельности Виктора Петровича Астафьева – крупнейшего художника нашего времени.
Будучи опытным литератором и редактором (а она много лет проработала главным редактором в Свердловском книжном издательстве “Свердлгиз” – крупнейшем на Урале), она разглядела в молодом авторе Викторе Астафьеве “божью искорку”. Прочитав в рукописи его рассказы и наброски она увидела по отдельным ярким строчкам среди бледных, живым образам среди штампов, проблески таланта, что свидетельствовало о несомненной одаренности автора.
Клавдия Рождественская вырастила целую плеяду писателей и в Свердловске и в Перми. Она была первым редактором “Малахитовой шкатулки” П.П.Бажова, с которым дружила и который уважительно прислушивался к её советам, с ней он делился своими творческими замыслами.
“От Бажова до Астафьева” – так назвала редакция областной газеты “Уральский рабочий” (Екатеринбург, 22 марта 2001 г.) мою статью, посвящённую юбилею К.В.Рождественской. Сам Виктор Петрович называл Клавдию Рождественскую своей “благодетельницей и наставницей”, видя в ней “человека одержимого и литературе безмерно преданного”, по его собственному определению. Уральский литературовед и критик Михаил Батин так высказался о Клавдии Васильевне:

“Эта мудрая женщина была воистину учителем и воспитателем многих писателей. Она была организатором детской литературы на Урале”.
Пермский писатель Алексей Домнин, поздравляя её с 60-летним юбилеем, сказал, что Клавдия Васильевна “вырастила целую литературную рощу”.

 

 

 

 

В 1962 г. в Москве в издательстве “Искусство” у Рождественской вышла большая книга “За круглым столом”. Она носит подзаголовок “Записки редактора”, писательница обобщила свой редакционный опыт за 30 лет. Но, в сущности, эта книга – не только о редакторском, но и писательском труде (ранее книга была издана в Перми в 1955 г.). Книга – о мастерстве, о литературном труде, о том, как работали классики. Клавдия Васильевна проводила семинарские занятия с начинающими авторами, рассказывая, что “многие тайны мастерства открываются тому, кто умеет всматриваться в произведения больших мастеров”. Занятия проходили в Союзе писателей, где действительно стоял большой круглый стол, за которым сидели авторы, “молодая поросль”, по выражению Астафьева.
Книга имела успех, о ней хорошо отозвалась столичная критика. Сергей Антонов в своей рецензии выразил благодарность автору за большой труд. Виктор Петрович, даря свою книгу “Перевал”, сделал такую дарственную надпись: “Клавдии Васильевне Рождественской – от одного из тех, кто тоже начинал постигать “азы” – “За круглым столом”. В.Астафьев, г.Чусовой, 1960 г.”
Писатель Лев Давыдычев, вспоминая пятидесятые годы, рассказывает, что Клавдия Васильевна, приехав из Свердловска, “не тратила времени попусту, сразу взялась за рукописи... А то ходили по издательствам авторы, им вручали рецензии, а что делать дальше, никто не знал. Она была первым “рабочим” секретарём Союза писателей”. “Рабочим” – это выделил он, Давыдычев,– сообщает свердловский писатель Борис Рябинин в своей книге о Клавдии Рождественской (“К.В.Рождественская – писатель, редактор”, серия “Замечательные люди Прикамья”, Пермь, 1988). И далее Борис Рябинин приводит слова Астафьева: “Ни один пермский автор её рук не миновал”.
И далее Борис Рябинин дополняет:
“Думается, Виктор Астафьев – теперь один из виднейших писателей-прозаиков, лауреат Государственной премии, – вряд ли нуждается в каких-либо рекомендациях, а пестовать его начинали чуткие руки Рождественской”.
Писатель не раз вспоминал годы пребывания в Пермской писательской организации, которой в тот период руководила Клавдия Васильевна, и говорил о той огромнейшей роли, которую она сыграла в становлении организации и в его судьбе лично.
Ещё в далёком 1980 году в своей книге “Посох памяти”, вышедшей в издательстве “Современник” в серии “О времени и о себе”, Астафьев вспоминает:
“Я считаю свою судьбу удачливой. Некоторые друзья называют меня “литературным баловнем”, и в этом, пожалуй, есть резон. Посудите сами: уже после перво

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 7-8 2004г.