<< | Виктор КИРИЧЕНКО РАССКАЗЫ ПРО ВИТЮ ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО Моего героя зовут так же, как вашего покорного слугу. То есть Витькой. Но, в отличие от моего имени, к коему лишь в последнее время зачем-то стали добавлять словосочетание “который пишет про заек”, дополнительные ингридиенты к имени моего героя прилипали с поразительной регулярностью. В детстве, например, его звали Витозиком. Каково, а? Это прозвище наверняка появилось в тот самый момент, когда дворовые пацаны впервые встретили бедолагу с совершенно идиотской, – с их точки зрения! – папкой для нот. Ну, знаете, были раньше такие ублюдошные папки размером со средний чемодан. Шнурки-держалки у них делались непомерной длины, отчего вундеркинд, волочивший подобный “ноут-бук” по асфальтовому тротуару, имел донельзя позорный и нелепый вид. В начале двадцать первого века такой вид стал называться “стрёмным”. Впрочем, слово “вундеркинд” я применяю с оговорками. Дело в том, что музыкальные способности моего героя вряд ли были выдающимися хоть когда-нибудь. Их, по его собственному убеждению, считал перспективными один-единственный человек на свете – первый учитель музыки маэстро Перес. Да и то, вряд ли энтузиазм Владимира Рафаэловича базировался на каких-то особых успехах Витозика в изнасиловании старого домашнего пианино. Думаю, что тот музейный экспонат видывал и не такое! Об этом до сих пор свидетельствуют, например, дата выпуска – 1894, обломанные держалки для подсвечников и надпись на иностранном языке «HOFMANN & CZERNY». Впрочем, рассказ мой вовсе не о дряхлом пианино, а о Витозике и его педагоге. Я, кстати, вовсе не исключаю, что маэстро Перес был человеком, сведущим в музыке. Но далеко идущие выводы о блестящем будущем своего подопечного он явно основывал на деталях, далеких от высокого искусства. “Синьора! – горячо втолковывал он Витозиковой маме, – разгильдяйство вашего сына абсолютно неподражаемо! Поверьте, это же признак гениальности!” Дальше обычно приводились бесчисленные примеры из жизни великих музыкантов и композиторов. Некоторых из них Владимир Рафаэлович знавал лично по Гнесинскому училищу, которое заканчивал после выхода из какого-то не совсем обычного детского дома. Настоящее имя маэстро Переса было Хуанто-Сильгуано. А в детском доме, где ему выправляли советский паспорт, он оказался в тридцать девятом году в качестве малолетнего политэмигранта из гибнущей республиканской Испании. Но что характерно – даже добрейший Владимир Рафаэлович в своих восторженных оценках деликатно не касался вокальной стороны дарования опекаемого им вундеркинда. Хор, как и сольфеджио, Витозик постигал у других педагогов. Те, впрочем, на родительских собраниях тоже честно отмалчивались относительно его успехов. | | Сама мама, железной рукой направившая младшенького сыночка на мучительную для нормального мальчишки стезю, музыкального образования не имела. Но зато она участвовала в самодеятельности областной конторы Госбанка! В таких случаях уже Витозика, или, как предпочитала звать его мама – Витюшеньку, распирало от гордости за нее. А как было не гордиться самой красивой и самой талантливой на всем белом свете мамой? Особенно, когда она выходила в блестящем шелковом платье на сцену банковского Красного уголка и пела песни советских композиторов. Витюшенькин папа музыку тоже уважал. Папины друзья – свободные художники, именно из-за этого любили собираться именно в его квартире. Их, конечно, там встречали радушно – дежурной авоськой водки и дежурным тазиком винегрета. Но главное чудо начиналось, когда папа садился все к тому же старому пианино и без всяких нот играл двумя руками песню про Костю-моряка из кинофильма “Два бойца”. Странно только, что мама не очень любила эту песню. Она в таких случаях говорила, что у папы было трудное детство. А папа и правда воспитывался в детдоме, как и Владимир Рафаэлович. Но песню про Костю-моряка он любил не из-за своего трудного детства, а потому, что во время войны сам был моряком, как Марк Бернес, и тоже защищал Одессу и Севастополь. Кстати, о Бернесе. Я пару раз попытался объяснить своему другу разницу между киногероем и его отцом, взаправдашним морским пехотинцем. Но у таких закоренелых романтиков, как бывший Витозик, детские стереотипы преодолеваются крайне тяжело. Если вообще преодолеваются... К занятиям младшего сына у Владимира Рафаэловича папа относился не только доброжелательно, но и прагматично. “Представляешь, – частенько говаривал он, просматривая дневник, в котором доминировали выведенные красным карандашом четверки с минусом, – Когда-нибудь окажешься в приличном обществе, а людям будет скучно. А ты вдруг, – папа почему-то особенно выделял слово вдруг, – возьмешь и сыграешь что-нибудь такое...” Раз или два во взрослой жизни судьба действительно преподнесла Витозу ситуацию, сходную с папиным пророчеством. Да вот беда – песню про Костю-моряка он так и не осилил, а из всего прочего “чего-нибудь такого” накрепко, на всю оставшуюся жизнь, затвердил лишь полонез Огинского. Его мой герой до сих пор может играть очень громко, с любого такта, без нот, спросонья и спьяну. И даже с нажиманием на обе педали. Это, между прочим, убивает непосвященных почти наповал. Жаль только, что общество в целом пока явно не дотягивает до интерпретации этого бессмертного шедевра, предлагаемой моим другом Витькой... Да-да, Витькой. Улично-домашнее имя Витозик, увы, осталось далеко в розовом беззаботном прошлом. Лишь мама, поцеловав пришедшего в гости сыночка, иной раз называет его Витюшенькой – но и то, только после некоторой заминки, связанной с перебором имен всех прочих сыновей, внуков, правнуков и даже доброго песика Бимки. “Ах, мамочка, мамочка...” – вздыхает про себя лысый и толстый Витюшенька, разменявший шестой десяток... А лично я без особого повода в гости к Витьке стараюсь не попадаться. Тем более, что полонез Огинского, исполненный его корявыми руками с несмыва | | >> |