<<

Владимир БЕРЯЗЕВ

 

 

ОТРАЖЁННАЯ ВОЛНА,

или казачий исход “Встречь солнцу!”

 

 

Едем из Томска. В моей машине – москвич Кублановский и иркутянин Кобенков, едем прямой тысячеверстной дорогой на юг, в горы Алтая.
Уже с окраин Томска начинаются тюркские названия:
– О-о! Тохтамышевка, – изумлённо кричат мои спутники.
– Конечно, это ж Синяя Орда, это всё его владения – с той самой поры, как Тамерлан его спас от сородичей и затем ханом Сибирским поставил как потомка великого Джучи. Но великий Тимур ошибся, мозгов у Тохтамыша было не много, только и умел, что саблей махать. Вместо того чтобы отблагодарить Дмитрия Донского за победу на поле Куликовом над темником Мамаем, сепаратистом и предателем, хан жжет и разоряет Москву. А своего благодетеля эмира Тимура не считает равным, захватывает северный Хорезм, нападает на закавказские владения. Эмир несколько лет терпел, а потом наказал чингисида, в два приёма, за два похода стёр Золотую Орду с лица земли, разграбил и уничтожил более двадцати городов, увёл в полон учёных, художников, ремесленников, архитекторов, вывез все сокровища, библиотеки, чем еще больше украсил свои драгоценные города Самарканд и Бухару...
– Да, да. – Подхватил Кобенков. – Он их шибко любил и не терпел худого слова, даже приказал в захваченном Ширазе отыскать великого Хафиза, старика бросили ему под ноги, а Тимур процитировал ему его же стихи:


О, если турчанка Шираза
Понесёт моё сердце в ладонях,
Отдам Самарканд с Бухарою
За индийскую родинку милой.

“Как ты посмел, о, несчастный, написать такие строки? Я потратил целую жизнь на возвеличение Самарканда и Бухары, а ты хочешь отдать их какой-то шлюхе за ничтожную родинку?” “Всё так, о, повелитель правоверных! Но из-за такой моей щедрости я и пребываю в такой бедности”, – отвечал Хафиз. Владыка и поэт оценили друг друга по достоинству, Хафиз удалился в халате с плеча Тимура, а их кратковременная встреча осталась в веках.
– Но это было во время южного похода. А через несколько лет он повернул своих ветеранов на Север, и после этих походов великая ордынская Империя перестала существовать, лишь жалкие дробные осколки оставались на ее месте, их уже никому не удалось склеить, их в течение последовавших трех веков постепенно поглотило, абсорбировало народившееся российское государство. Поэтому мы, как никому другому, должны быть благодарны глупому и необузданному

 

* Л.Н.Гумилёв говорит, что это были потомки хазар, караимы, их вывел из Бахчисарая Витовт и поселил в Литве, они и поныне живут в городке Тракай.

 

 

 

 

Тохтамышу, Сибирь, как его родная территория, досталась нам по праву наследства. А уж Тимуру-Тамерлану Россия вообще по гроб жизни обязана! Неизвестно как бы всё обернулось, братьев своих развеял по ветру, а до Москвы не дошёл каких-то двести-триста вёрст. И своим чередом улус Джучиев стал Российской Империей.


* * *

К началу XV века волна тюрко-монгольской экспансии, пеной своей окатив Адриатику, Ближний Восток и Западную Европу, схлынула.
Обновлённые державы укрепились в новых границах. Какие-то народы исчезли, какие-то народились. Но поскольку четких границ тогда не было, в промежутках, на стыках стран и культур часто селились разноплемённые добры молодцы, не терпящие власти над собой, любящие доблесть и свободу, этакий вольный люд – склада авантюрного и рискового.
Уже ни у кого не вызывает сомнения, что “казаки” и “казахи”, субэтнос и этнос, имеют общую этимологию. Более того, с XIV по XVI век они, можно сказать, составляли одно целое, вернее в это время происходил процесс размежевания между православными, ориентированными на Россию казаками и неправославными, язычниками и мусульманами, ориентированными на кыпчакский мир.
Вот что пишут в современной истории независимого Казахстана историки-казахи:
“В 1356 г. «казахи» напали на Мавераннахр. В 1397-1410 гг. часть крымских кыпчаков переселилась в Литву и несла службу при королях* , называясь «казаками» (русских казаков еще не было). В 1474 г. крымский хан Менгли Керей писал Ивану III: «Мне твоей земли не воевать, моим уланам, ни князьям, ни казакам». В 1523 г. русский посол в Стамбуле И.Морозов говорит султану: «Твои казаки азовские наших имают в поле, а водят в Азов и продают». В 1471 г. в походе на Новгород участвовал Касимовский царевич Данияр «со своими казаками». В 1481 г. на хана Ахмета напали Ибак хан с «1000 казаками» и ногайские мурзы Муса и Жамбырши с «15000 казаками». В 1499 г. «ордынские казаки и азовские под Козельск пришли, взяли село Олешию». В 1508 г. казанский хан Абдуллатиф обещает князю Василию «не пускать воевать своих казаков». Из этой краткой подборки видно, что термин «казак» вначале имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников, занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти (выделено мной, В.Б.).

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 3-4 2004г