<< 

Павел ПОЛУЯН

 

КВАНТОВОЕ
СОЗНАНИЕ ИЛИ МЫСЛЬ-МАТЕРИЯ?

 

Мне пришло электронное письмо из Америки. Незнакомец по имени Дж.Кинг пишет: “Я серьезно покалечен, перенес 9 операций, возможно, скоро умру. Скажите мне – есть ли научные данные о том, что моя жизнь продолжится после смерти…” Если честно, – я был обескуражен: неужели в США обнаружилась нехватка проповедников да оккультистов и требуется добрая весть из Сибири? Странная ситуация, в которой я оказался, нуждается в пояснении. Дело в том, что в науке сейчас совершается незаметный переворот – перед исследователями открываются запредельные горизонты, а ученым России в этой научной революции принадлежит ведущая роль.

Весной этого года в университете штата Аризона прошла международная научная конференция Quantum Mind 2003. Эта тема – “Квантовое сознание” – одна из точек прорыва, где современная наука, ломая привычные формы, открывает неизведанное. Родоначальник темы – крупнейший английский физик и математик Роджер Пенроуз, который, кстати говоря, получил за свои научные заслуги титул лорда от английской королевы. “Квантовое сознание” сэр Роджер придумал вместе с американцем Стюартом Хамероффом, который, изучая нейроны мозга, обнаружил, что мыслительные процессы невозможно понять без учета квантового поведения электронов, переносящих нервные импульсы. Так родилась гипотеза: квантовая физика имеет непосредственное отношение к тому, что мы именуем Разумом. И не случайно на конференции Quantum Mind представлены не только физика, биология, неврология, но и психология, и философия, и даже культурология – поскольку в древних традиционных верованиях можно найти подтверждения современным научным теориям.
Не буду здесь излагать идеи, высказываемые учеными разных стран по столь мудреным темам, – желающие смогут ознакомиться с ними по Интернету в тезисах докладов конференции Quantum Mind 2003. Есть там и краткое изложение моей работы “Числа в пространстве”, по мотивам которой позднее была написана популярная статья, опубликованная в Сети на английском языке. Ее-то, видимо, и прочитал несчастный Дж.Кинг, обратившийся ко мне с сакраментальным вопросом. Я ответил ему: “Радиоприемник может сломаться, но мелодия, которую несет радиоволна, продолжает звучать…” Конечно, это не более чем красивая метафора, но современная наука позволяет наполнить ее реальным смыслом.
Новая картина мира только начинает складываться, есть еще много неясностей, но контуры некой необычной космологии уже видны. Сегодня я расскажу о том направлении поисков, которое развивается в отечественной науке. Если исследователи в Америке стараются объяснить человеческое сознание, то по другую сторону Атлантики строятся научные модели, где раскрывается фундаментальное, космическое значение Информации. Разумное начало Универсума приобретает в науке права гражданства. Для русских исследователей Квантовое Сознание предстает не как нечто заключенное в сером веществе, а как Инфор

 

 

 

 

мационное поле, охватывающее собой весь Универсум. Так человечество вновь возвращается к извечной проблеме Микрокосма и Макрокосма, а современная физика смыкается с той областью познания, которую многие пренебрежительно называют “метафизика”.
Историки утверждают, что термин “метафизика” появился по воле случая – так была обозначена глава книги великого Аристотеля, которая располагалась “после физики”. Потом это вроде бы случайное противопоставление стало “основным вопросом философии”: что первично, а что вторично – материя, которую изучают физики, или же сознание, мысль, дух – предмет размышлений философов и теологов. В естествознании философский вопрос превратился в “психо-физическую проблему”, которую легко поймет любой человек: если наша мысль – это нечто эфемерно-нематериальное, то каким же образом она может руководить его материальным телом? А вдруг мысль все-таки нечто конкретное, – ну, допустим, вроде невидимого поля, типа магнитного?
Все мы слышали о “тонкой материи”, о “биополе”, или о том, как “ученые взвесили душу”, когда зафиксировали изменение веса умирающего. Эти легенды – отражения того самого стремления овеществить мысль. Одна беда – все виды полей физикам известны наперечет, шкала “тонкостей” исчерпывается триадой вещество-жидкость-газ, а “вес души” оказался весом предсмертной испарины. Тем не менее идея “ЧТО-ТО ТУТ ОСОБОЕ ЕСТЬ” никак не хочет умирать. Другое дело, что наука не могла ухватить это НЕЧТО своим рационально-аналитическим умом.
Однако попытки были, одну из них предпринял еще в XIX столетии английский математик Уильям Клиффорд, который в своих философских эссе ввел специальное понятие mind-stuff – мысль-вещество или мысль-материя. Этот гениальный ученый оставил в наследство науке особую концепцию, которая так и называется – алгебра Клиффорда, а подходы, созданные им, нашли свое применение в квантовой механике.
Интересно, что вождь русских революционеров Владимир Ленин в своей книге “Материализм и эмпириокритицизм” подверг Уильяма Клиффорда критике. Разговоры о mind-stuff атеисту не понравились, а ссылки математика на философа-епископа Джона Беркли вызывали только революционное раздражение. Между прочим, известный научный и учебный центр США носит имя Беркли не случайно, – этот неугомонный ирландский поп прожил в Америке несколько лет, ожидая, когда английский парламент выделит обещанное финансирование – для создания в заокеанской колонии высшей школы. Но бюджетные проблемы в XVII

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 3-5 2003г