<< | | СИНЯЯ ТЕТРАДЬ Вот эта синяя тетрадь С моими детскими стихами. А.А.Ахматова Екатерина ВОЛКОВА, 15 лет, г. Красноярск СПЛАВ ПО БЕЛОМУ ИЮСУ На песчаном причале Нас благословили. Мы решили отчалить: “Поплыли?” – “Поплыли!” Нас река не торопит По жидкому небу. Облаками плывем мы Без спешки, без гнева. На хакасских просторах Сине-белая лента. Наши спутники - горы, Березы и лето. Не простят нам промашки “Расчески” и мели. Это критики наши, Известные в деле. Ветры теплые веют, Гладят лица так нежно. Горизонты светлеют От новой надежды… Наталья ЕРЫГИНА, 16 лет, г. Красноярск
ПОЭТ И ТОЛПА — ГЕРОИ СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА “ПОЭТ” Поэт… Человек, наделенный талантом от Бога. Но — человек. Моцарт, который никогда не станет Сальери, не скажет Господу: “Gratia, signore!”, чтобы потом возненавидеть Его и убить. Но Сальери никогда не сможет импровизировать с завязанными глазами. Великий дар – великая трагедия. Толпа… Штампованный брусок безликих душ. Поэт не среди них, но с ними. Чтобы выжить, надо им служить, чтобы творить – не изменять Богу. Пушкин – больная тревожная душа, перебирающая струны Божьей лиры, поющей для всех… Деньги? Толпа. Слава? Толпа. Успех? Толпа. Свобода? Бог. Творчество? Бог. Вдохновение? Бог. С величайшей болью Пушкин пишет стихотворение “Поэт”. Он сам – “ничтожней всех”. Он срывает кожу с тела, обнажая расколотое сердце. Живой человек, творящий среди праздной толпы… Пушкин горько признается нам : “Это я. Да, это я…” Ему больно, он корит себя за малодушие. Но иначе нельзя. Такова жизнь. Однако для поэта Александра Сергеевича Пуш
| | кина эта жизнь – “хладный сон”, равносильный смерти. Абсурд? Но сама природа поэзии абсурдна, она противоречит закону Дарвина, являя миру самородки, которые не умирают в борьбе за выживание, а возносятся в небо, восхваляя Бога. Пушкин – среди таких. Жизнь его начнется лишь тогда, когда “потребует поэта к священной жертве Аполлон”. Вот тогда запоет его “святая лира”, душа “встрепенется, как пробудившийся орел”, тогда не склонит он голову “к ногам народного кумира”, а побежит, гонимый вдохновеньем, “на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы”. А толпа? Она испугается его “дикого и сурового” вида и никогда не поймет, что не злоба владела в тот момент поэтом, а Божья длань коснулась его чела… никогда не поймет Моцарта, сочиняющего Реквием по самому себе. Екатерина ЕВГЛЕВСКАЯ, 16 лет, г.Красноярск, ПРЕКРАСНАЯ ДАМА: ДАНТЕ, ПЕТРАРКА, ШЕКСПИР Твой памятник – восторженный мой стих. Кто не рожден еще, его услышит, И мир повторит повесть дней твоих, Когда умрут все те, кто ныне дышит. У.Шекспир.
Прекрасная Дама. Беатриче, Лаура и та, черноволосая и черноокая, которой так идет “черная фата”. Да, они жили… Но неизмеримо давно. Не протянуть руки через грань времен, не увидеть их. Осталась только поэзия. А точнее, что-то очень трогательное, нежно-звенящее и замирающее – сонеты. Мне кажется, что сонеты Петрарки и Шекспира ценны именно как поэзия, а у Данте на первый план выходит Беатриче. Хотя реальной девушки с таким именем на страницах книги “Новая Жизнь” почти нет, изредка она улыбается грустной и скромной улыбкой. Но не ее воспевает Данте, а ее святость и смерть. Смерть как окончательное утверждение святости. Добро – обратная сторона зла, как и зло – лишь обратная сторона добра. Возможно, и смерть – это просто обратная сторона любви. Беатриче несет благодать людям при жизни, ее смерть оплакивает не только любивший ее, но и весь мир – земной и горний. Получается, что образ Беатриче перенесен в масштаб Вселенной. Он сливается не только с образом Богоматери, вечно чистой, вечно женственной, Царицей Славы, но и с образом самого Бога. А ведь в жизни Беатриче вовсе не отвечала взаимностью Данте. Влюбленному ничего не оставалось, как перенести свою любовь в мир ангелов. Но все-таки, почему Беатриче стала святой? Мне кажется, что ответ в последней, загадочной и одинокой строчке “Божественной комедии”. Потому что Любовь. Потому что движет Солнце и Светила. В сонетах Данте Прекрасная Беатриче сама становится чистой поэзией. Ангелом является и Лаура, возлюбленная Петрарки. Хотя чувство к ней не так безоговорочно, как у Данте. Лаура – не божество, не Бог. Но Бог зовет, заставляет думать о бренности всего земного. Жизнь и | >> |