<< 

КОНЬ И ТРЕПЕТНАЯ ЛАНЬ В ОДНОЙ
УПРЯЖКЕ

Литератор в провинции. Опыт выживания

Художественная литература во все времена была в России несущей конструкцией национального духа. Ремесло же писателя всегда оставалось зыбким, непрочным, опасным, а бремя таланта дышало трагизмом. Вот и сегодня громогласная и вездесущая вакханалия псевдокультуры заглушает чистые голоса подлинных избранников литературной музы. Все менее востребованы высокая поэзия и проза поколениями россиян, их вкус вытравляется мыльными операми, книжной бульварщиной, лживой прессой, пошлой рекламой, уродливыми идолами масскульта. И все же традиции российской словесности живы. Не в столичных редакциях ныне являются на свет Божий поэты, прозаики, драматурги, публицисты и критики, несущие миру свое заповедное слово. Вспомним крылатую фразу Поля Верлена: “Поэт рождается в провинции, а умирает в Париже”.
Об опыте выживания молодого Татарстанского отделения Союза российских писателей рассказывает его председатель, набережночелнинский поэт Николай Алешков.

— Николай Петрович, на все сегодня приходится смотреть с экономических и порой до вульгарного прагматических позиций. Самые дерзновенные и сладостные мечты не простираются далее главного слова эпохи “выживание”. Иначе говоря, на смену “Одобрямсу” пришел “Выживамс”. А что же говорить о таком тонком, капризном и непредсказуемом занятии, как литературное творчество! Как живут литераторы в провинции?
— Конечно, очень сложно. Негде печататься, трудно издать книжку. Трудно поддерживать творческие связи. Почти невозможно противостоять рыночному книжному ширпотребу. О бедах и проблемах можно говорить бесконечно. А когда для писателя были времена, “приятные во всех отношениях”? Идеологический диктат сменился экономическим. Хрен редьки не слаще. Но поскольку уныние – грех, то нужно не скулить и жаловаться, а проявлять активность.
Меня давно одолевала идея создания не столичного, а общероссийского литературного периодического издания. Ведь что произошло в последнее десятилетие с нашей печатью? Много новых изданий возникло в центре – Москве и Санкт-Петербурге. А провинция наполнилась лишь газетами и журналами местечковыми – как по содержанию, так и по уровню. Есть, конечно, и приятные исключения, например, солидный “толстый” литературный журнал “День и ночь”, выпуск которого мужественно, номер за номером осуществляется в Красноярске. Но многочисленные талантливые поэты и прозаики оказались обделенны

 

 

 

ми в сравнении со своими столичными коллегами. Этот бесценный творческий потенциал нужно как бы вновь открывать отечественному читателю.
И вот в мае 1998 года в Набережных Челнах мы выпустили первый номер межрегиональной литературной газеты “Звезда полей”. Она стала выходить на двадцати четырех страницах формата А3 ежемесячно. В шестидесяти городах России за ее распространение взялись наши единомышленники – писательские организации и частные лица. Редакционный портфель распух от рукописей, которые доставляла почта. Видимо, нам удалось угадать свою “нишу” и пробить брешь в толчее желтой и заполитизированной прессы, дать выход из тени подлинным талантам и порадовать ценителей литературы, потому что газета вызвала живой отклик и была с радостью воспринята аудиторией. С большой теплотой отозвались о нашей работе Виктор Астафьев, Василий Белов, Владимир Крупин, Виктор Потанин, Роман Солнцев и другие.
Мне думается, в этом очень важном для нас признании и моральной поддержке сказалась правильно выбранная направленность газеты. Она заключалась в том, чтобы на фоне раскола, поразившего общество и литературную среду, дать жизнь изданию духовно-консолидирующего толка, для которого стержнем были бы ценности, незыблемые во все времена: культура родной речи, традиции нравственности, художественного совершенства, национальной самобытности, заповеданные нам классиками отечественной словесности.
Дело литератора – честно заниматься своим трудом и писать откровенно о том, что вызывает его любовь или гнев. Мне очень близка позиция Максимилиана Волошина, который среди безумия гражданской войны спасал “красных” от “белых” и наоборот. Может быть, мы выглядели наивно, замахиваясь на такую непомерную задачу, но опыт нас убедил, что читатель такую газету ждал и что творческий потенциал авторов, живущих в провинции, неисчерпаем.
Мы выпустили в течение полугода шесть номеров, но в августе случился очередной финансовый кризис, и челнинский бизнесмен, бывший учредителем и издателем нашей газеты, заявил о невозможности поддерживать в дальнейшем этот проект. Мы не в обиде, мы ему благодарны за оказанное меценатство и по сей день. Но проблема “выживамса” встала перед нами во весь рост.
В попытках спасти свое детище мне пришлось последовать примеру многих коллег-литераторов, то есть походить с протянутой рукой к властям, крупным хозяйственным руководителям и представителям бизнеса. Я наивно полагал тогда, что издание общероссийского масштаба, да еще поддержанное авторитетными деятелями культуры, — это престижно для города и республики. Но увы, все мои доводы повисли в воздухе. Хотя я уверен — будущее спросит и с властей, и с несостоявшихся меценатов, — как они поддерживали культуру в трудные времена.
— Вы не согласны с теми, кто считает, что литература – это частное дело самих писателей?
— Творческий процесс — да, литература — нет. Без литературы угасает национальное самосознание. Поэтому общество не может и не должно быть равнодушно к текущему литературному процессу.
Между тем роль литературы в нашем обществе злонамеренно принижается. Духовный вакуум усиленно заполняется низкопробными телепрограмма

 

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 7-8 2002г