<< | — А вот так. — Давай рамку за триста, а картину не надо. Он и это стерпел. Покупатель взял рамку двумя пальчиками и не уходил. — Художник, у тебя трико рваное и трусы видно. Воняет, наверное. Вот тут художник не вытерпел: — Ты воняешь со своим толстым брюхом, а я два дня не ел, да еще вентиляция. Как-то отдал за гроши удавшуюся картину. Необычный фон поля, белые цветы. Отдал в жирные, увешанные перстнями руки. И больше ему не написать такую, как не написать струящийся холод на водопаде. Но “Водопад” купил музей, и не жалко. А здесь другой случай. Первое время картина повисит в комнате, потом на кухне, потом выкинут в прихожую. Художник горевал недолго. Открылась дверь, и на пороге та обладательниа с красными пятнами на щеках: — Мрачная картина, не нравится. Можно поменять? Выбрала яркую пустую картинку из тех, которые он без счету строгает взамен на кофе к сигареты. Ежедневно десятки людей в мастерской. Приходит давний знакомый, от него ушла жена. Художник может поговорить и попросить ее остаться. Приходит старый сослуживец, вскоре его посадят, а нет сил доказать свою невиновность. Идут полковники, врачи, бывшие зеки, проститутки. Как Диоген с фонарем, ищущий средь белого дня человека, художник ищет человека в каждом из приходящих. Боязно ему. Незрячие люди. В погоне за побрякушками не видит, что невидимая лопата все яростней мелькает в их руках, и вот-вот метелка сметет прах их. Он один здесь борется с ветряными мельницами, и последователей у него нет. Может быть, это последний из рода Ламанческих. А самые последние станут первыми. Та Книга не обманет. Все имет свое начало и свой конец. Поздним вечером я еще раз зашел к художнику. Среди недавнего побоища уцелели две картины. Первая без названия, но просится “не взрывом, а всхлипом”. Нет уже людей, зверей, птичек. Наступил Апокалипсис. Сдвинулись материки и океаны. Огненная лава и вода властвуют безраздельно. Огонь и вода Вселенского хаоса. И лишь прямо по центру можно едва увидеть крошечную, выписанную с зернышко, церквушку. Она стоит на пригорке и все видит и запоминает. В душах бы нам преодолеть Апокалипсис, прилепиться к такому зеркышку. Вторая картина ярче и светлее. “Дорога в Шамбалу”. Правда, на переднем плане грубые камни, завалы. Но чем дальше вверх гора, тем чище и светлее становится фон картины. Недосягаемая для человека божественная красота, незнакомая мне и вам святость. Если когда-нибудь Отец захочет иметь на память картину этого грешного мира и соберет Великих Художников, то, я думаю, что попадет в эту компанию и Алексей. Они отдадут написать ему горы, и он сделает и напишет все как надо. Художник сидел молча, опустошенно вглядываясь в подкрадывающуюся темноту. Мощные ладони лежали покорно на коленях и чуть вздрагивли. Сидела рядом Людмила, гладила его по рукам: — Вот глупый батюня, — говорила тихонько она. — Что ты наделал? Если я сейчас приду домой и буду бить наших детей, это будет хорошо? — Нет, — мотал кудлатой головой Художник. — Ну, а ведь картины — твои дети. Ты не будешь их больше бить? — Нет-нет. Еще взрагивали плечи и кисти рук, но было ясно, что завтра он начнет работу. Завтра. Иркутская обл. №1-2, 1998 г. | | Из антологии ДиН А. СТЕПАНОВ, первый Красноярский губернатор ПЕСНЯ (Сочинена во время плавания по Енисею в Туруханск) Я лечу под парусами Между гор и средь лесов, Вслед за бурями и льдами: Бог мой щит и мой покров! С Ангары до устья моря Вижу дикия страны; Нет здесь радостей, нет горя: Образ вечной тишины! В тундрах нет зеленой сени, Нет здесь ночи, ни зари; Лишь являются, как тени, По утесам дикари. Дикари! Скорей, толпою С горных скал на Енисей! Подружитеся со мною — Я ваш брат, боюсь людей! №4-5, 1998 г. И. РОДЮКОВ В АЛЬБОМ ПРИЯТЕЛЮ ПРИ ОТЪЕЗДЕ Средь Качинских степей рожденный, Воспитанник холодных стран, Татарским дымом окуренный, Как юрта их или кожан; Дикарь, Сибирский житель грубый, Охотник птичий, рыболов, Всегда задумчивый, угрюмый, Не любит тратить много слов. Он скажет: ну, ступайте с Богом! И будьте счастливы в пути; Желаю в городе знакомом Вам все приятности найти, С друзьями век не разлучаться, Любить, самим любиму быть, Везде веселье находить И с грустью никогда не знаться. | | >> |