<< | | СИНЯЯ ТЕТРАДЬ “ Вот эта синяя тетрадь С моими детскими стихами.” Анна Ахматова ЛИЦЕЙСКИЕ УРОКИ Дорогие друзья, заочные участники Лицейских уроков! Мы уверены, что все вы читали сказку замечательного русского писателя Владимира Одоевского “Городок в табакерке”. А если не читали – обязательно прочтите, потому что нынешний урок в Литературном Лицее посвящен обсуждению именно этой книжки! На уроке с вами сегодня – Нина, Алеша, Олег, Дима, Аня, Ника, Сережа , Вера, Маша и Марина Олеговна. М.О. На прошлом уроке мы с вами поняли, что всякий раз, когда мы соприкасаемся с книжкой, когда мы ее открываем, то мы в нее — попадаем. Я вам предлагаю сейчас провести такой эксперимент. Вот эта доска ... эта рамка доски будет обложкой книжки ... Вот эта книжка. Называется “Городок в табакерке”. Мы ее открыли — и куда-то попали. Куда? НИНА. В комнату Миши. М.О. Рисуем комнату Миши ... АЛЕША. Марина Олеговна, чтобы вы столько не трудились, — пусть доска и будет комната Миши. М.О. Вся доска?.. Нет. Мне нужна эта рамка. Почему мне нужна эта рамка? ОЛЕГ. Потому что есть комната, в которой мы сидим. М.О. Да. НИНА. Слушайте, вот вы говорите эти слова — значит, вы нарисуйте, что вот тут-то сидим МЫ, и МЫ это все делаем, мы открываем книжку и мы ее читаем. Рисует на доске. М.О. Вот давайте на этом квадратике, который Ниночка нарисовала и напишем МЫ. ДИМА. Итак, мы с вами открываем ... М.О. Мы открываем книжку — и попадаем в комнату Миши. Здесь комната Миши. Стоит стол. Сидит Миша за этим столом . На столе стоит табакерка. Что вы можете предположить о Мише? Какой он? НИНА. Он — любопытный! | | М.О. А еще? АНЯ. Послушный. Потому что он сразу оставил все игрушки и побежал к папеньке. М.О. Мы понимаем, что у Миши, папеньки и маменьки есть свои особые домашние отношения. Как вы думаете, Миша учится в школе? ДЕТИ. Да ... Нет ... ДИМА. Я думаю, нет. НИНА. А мы не знаем. Мы не можем узнать, я думаю. М.О. А в книге? Нет ли у нас каких-нибудь указаний на то, что ... ОЛЕГ. Есть указание на то, что не учится. М.О. Почему? ОЛЕГ. А он механики не знает. Может, конечно, он и учится. Но ... на ранних стадиях. М.О. А какие у нас с вами есть знания о том, что Миша знает? Что мы знаем о знаниях Миши? ОЛЕГ. Механики он не знает. М.О. А чего еще? НИКА. Мне кажется, мы не можем догадаться, учится он или нет. Мы же тоже в школе учимся, но механики-то у нас еще нет. НИНА. Ника, а вот с самого первого класса начинают учить ИЗО ... как рисовать предметы, особенно если предметы -далеко ... ребенок , который уже учится в школе, уже знает, как рисовать предметы вдали. АНЯ. Он просто не может этого знать. Потому что рисовать в перспективе — это очень сложно. М.О. А как вы думаете, сколько ему лет-то ? ДЕТИ. Пять. Девять. Восемь. ОЛЕГ. Семь лет — это уже школьный возраст. М.О. Да, но вы не забывайте, что это было более ста лет назад. Вообще — знает ли что-нибудь Миша? Есть ли у него какой-то опыт? НИНА. Есть, конечно. Как у каждого ребенка. Какой-то да опыт есть. Может, не опыт школьника. Мы можем предполагать, что ему не три года, потому что, как сейчас, так и тогда, не давали такие сложные дорогие игрушки маленьким детям, потому что они их могут поломать. М.О. Так что если Миша и не школьник, то, видимо, из тех, кто скоро пойдет в школу... мне вот интересно очень, почему табакерка появилась у Миши на столе? ДИМА. Если это ребенок, который скоро пойдет в школу, то папенька, может быть, захотел просто поучить его? Дал ему табакерку — не трогай , но все-таки сам разберись, что там есть. М.О. Ты считаешь, что у папы была какая-то специальная хитрая цель, когда он поставил на стол табакерку? ДИМА. Да. М.О. Какая интересная фигура вырастает в нашей сказке — Папенька. Вот на столе у мальчика, очень послушного, хорошего любознательного мальчика оказывается табакерка. Мы открыли книжку ... попали в другое измерение ... Вот Миша ... табакерка... Миша очень хочет узнать, почему играет в табакерке музыка... Это очень серьезный вопрос! Начинаются превращения, и Миша проникает в табакерку. НИНА. С помощью сна. | >> |