<<

Юрий МАШУКОВ

В РЕКЕ ВРЕМЕНИ

ЗАМЕТКИ О КРАСНОЯРСКОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ


Известно, что новгородцы начали посещать Сибирь с XI века, но в течение длительного периода в самой России о Сибири распространялись преимущественно полуфантастические сведения. В летописи начала XVI столетия “О человецех незнаемых на восточной стороне и языцех розных” утверждалось, что за Уралом живут необыкновенные люди: одни - “без голов”, а “рты у них меж плечима”, а другие (“линная самоедь”) - все лето проводят в воде, третьи - “ходят по подземелью” и т.д.
Этот скудный, но заманчивый материал служил основой колонизаторского освоения Зауралья, куда активно стремились поморские, новгородские и московские “прибыльщики” и “опытовщики” . Следом за ними шли царские пушкари, воеводы и миссионеры. Данные о Сибири доходили также от путешественников, землепроходцев, посланников в Китай и Монголию. Это было изложено в “скасках” и “расспросных речах” очевидцев, ничего общего ни с наукой, ни с литературой не имевших, но в то же время являвшихся единственным материалом. Накопление достоверных сведений о Сибири началось со времени завоевания Сибири войском Ермака и, особенно, после назначения первых сибирских воевод. Для невежественной и культурно отсталой Московии Сибирь стала превращаться в постоянную ясашную колонию и в страну “преузорчатых вещей и диковин”...

 

Доакадемический период

Потребности развития страны заставили Петра I учредить в 1724 г. Академию наук, 275-летие которой празднует в этом году Россия. С момента учреждения Академии началось планомерное и систематическое изучение Сибири, в том числе и ее Енисейского края.
Витус Беринг, нанятый на службу Петром I, был одним из первых, кто постигал наш край. Результатом его деятельности стало обустройство почтовой дороги по Сибири (Сибирского тракта), и сети “станков” и зимовий, которые в будущем превратились в города. Проложенная им трасса связала Москву с окраинами Сибири и положила начало регулярному сообщению.
Дальнейшее изучение Сибири продолжалось, в основном, иностранными учеными, приглашенными на работу Академией наук. Результаты своей работы они оставили в печатных трудах.
Так, датский натуралист академик Д.Г. Мессершмит, пребывая в нашем городе с 1720 по 1727 годы в составе научной экспедиции по Сибири написал 10-томный труд под названием “Обозрение Сибири или три таблицы простых царств природы”. Академик Г.Ф. Миллер после экспедиции по Сибири в 1733-43 г., прожив почти семь месяцев в Красноярске, оставил капитальный труд “История Сибири”. В нем Г.Ф. Миллер описал свои обширные наблюдения по исто

 

 

 

рии, экономике и этнографии. Он уже в то время писал, что “Сибирь — золотое дно, исключительные природные ресурсы которой должны стать экономической опорой крепостнического русского государства”. В последствии эта мысль была поддержана и развита М.В. Ломоносовым, сказавшим, что “российское могущество прирастать будет Сибирью...”. Академик И.Г. Гмелин, работавший вместе с Г.Ф. Миллером, изложил свои научные познания в четырехтомном издании “Флора Сибири”. Его работа была признана лучшей работой ботаников Европы XVIII столетия. Академик С.П. Крашенинников, побывавший в Красноярске в 1735 году, в своих работах описывал не только растительный и животный мир Сибири, но и впервые описал Бирюсинскую и Овсянскую пещеры с их наскальными рисунками, оставленными первобытными людьми. Особый след в истории изучения Сибири оставил академик П.С. Паллас трижды посещавший Красноярск с 1771 по 1773 годы. Его имя чаще всего упоминается в связи с крупнейшей находкой железно-каменного метеорита, изученного им и названного в его честь “Палласовым железом”. Он же оставил нам в наследие свои знаменитые труды: “Описание растений Российского государства” и “Российско-азиатская зоография”, где Сибири отведена очень большая часть.
В следующем веке исследования Енисейской губернии продолжило поколение интеллигенции, уже выросшее на берегах Енисея, а также ученые и просветители, сосланные в Сибирь на постоянное проживание. Среди них Ф.П. Шаховский, М.Ф. Митьков, Ф.Я. Кон, М.Е. Киборт и др. XIX век — это время крупнейших геологических открытий в Сибири, время “золотой лихорадки” на Енисейских берегах. В этот период заметно оживилась духовная жизнь красноярцев. Во многом благодаря первому енисейскому губернатору А.П. Степанову. Будучи личностью благосклонно относящейся к литературе и человеком пишущим, он во многом способствовал не только литературе, но и новым исследованиям по истории и естествознанию края. За период его губернаторства резко увеличилось число учащихся в училищах, началась активная работа по открытию гимназий и университета. Однако, она не увенчалась успехом и гимназия была открыта лишь через 40 лет, а университет — через 150 лет.
Тем не менее, значительные труды о крае были оставлены в тот период П.А. Словцовым, Ф.И. Петуховым, Н.С. Турчаниновым, И.С. Пестовым. Геолог, археолог, уроженец Красноярска И.А. Лопатин первым описал перспективы Норильских медно-никелевых месторождений и оставил огромный труд по описанию геологического строения Сибирской платформы. Известен он также трудами по археологии — сбором и описанием памятников бронзового века в Сибири. Золотопромышленник М.К. Сидоров открыл графитовые месторождения в Енисейской губернии и издал книгу “Север Сибири”, в которой изложил собственные экономические и политические взгляды на северную часть Сибири. Очень много внимания в этот период было уделено изучению золотоносных районов Сибири. В Енисейской губернии это Приангарье, Минусинский и Ачинский районы. Здесь было основано много приисков, давших солидные доходы золотопромышленникам.

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 4 1999г