<< | | варвары не умели. Прошло не так уж много времени, и на территории бывшей могучей Римской империи в свои права вступили “темные века” европейского средневековья. В условиях сегодняшнего кризиса Россия ничего не добьется, если будет только “выживать”. И добьется блестящих результатов, если найдет точку равновесия новизны и традиций, интеграции мировых экономических процессов и национальных подходов. Так, как это сделала в тяжелое послевоенное время Япония, значительно обойдя в 50-60-е годы Америку, у которой брала уроки качества и высоких потребительских стандартов. Японцы приложили к новейшим технологиям управления качеством свое трудолюбие, национальную гордость, умение наслаждаться красотой и видеть прекрасное в малом и обыденном. Здесь и ищут ученые объяснение “японского феномена”, вослед которому в 70-е годы устремилась Германия. Неужто находясь между Западом и Востоком, наша страна не сможет взять лучшее у того и другого? Это с ее-то колоссальным интересом к тому, что происходит “у соседей”! Российская культура всегда испытывала этот глубинный интерес к тому, чем жил мир и Европа. Он отчетливо виден в произведениях Пушкина, Казамзина, Тургенева, Толстого, Достоевского и других титанов философской литературной мысли России. И этот накопленный российским интересом опыт позволял нашему народу делать удивительные “культурные скачки” — в период крещения Руси, в “петровскую эпоху”, в наше время. Может быть, все дело в “молодости” нашей нации, о которой так часто говорят сегодня ученые. В ней — исток нашего неуемного интереса к другим, нашей непредсказуемости, быстрого перехода из одного состояния в другое? Другой вывод из моих размышлений таков — основной недостаток монетаристского подхода, характерного для нашего времени, в том, что он заслонил все остальные направления поиска выхода из кризиса. Он отвлек наше внимание от поиска точек опоры в других, не-экономических областях. В этом смысле в своей методологии он повторил марксизм ( более точно — большевизм), так же как последний сведя все к примату материального ( даже предельно материального — денег ) над духовным. Упростив наше культурное поле, сузив его, мы уменьшили свои ресурсы. Общество переживает кризис, и мы отчетливо это понимаем. Но — что странно — никак не связываем “части” и сферы кризиса между собой, а следовательно, не пытаемся решить проблему наиболее комплексным путем. Сам я этим тоже грешен и только на четвертом году работы губернатором уразумел, что культура как отрасль ( в узком смысле слова) — это не просто общественное хобби, заполнение досуга, и даже не просто форма духовно-интеллектуального развития. Это ресурс общественной стабильности, формирующийся через осмысленность, через уверование, а, значит, и ресурс экономический. Увы, но интеллигенция края и страны активно помогала мне в моем прежнем заблуждении... | | Николай ПЕРОВСКИЙ МАСТЕРА Шарманщик, трубочист или тряпишник, точильщик или чистильщик сапог, придите к нам из тех времен давнишних, когда любой из вас был полубог! Я вижу их, корявых, груболицых, с веселой сумасшедшинкой в глазах, в матерчатых потертых рукавицах, в передниках, в халатах, в картузах. В истоке детства, в солнечной излуке — телеги и точильные станки... Когда тебе, как в сказке, прямо в руки ныряют рыболовные крючки! Тряпишник! За старинный хлам и ветошь тебе не жаль свистульки и волчка, надев очки, ты «зайчиками» светишь: как сослепу сойти с того крючка?! Станок искрит, трясется с жутким визгом, точильщик усмехается: — Не тронь... А ты, мальчишка, искрами обрызган, под огненный брусок суешь ладонь... А чистильщик? А уличный сапожник?! С повадкой и сноровкой циркача, Какой уж там ремесленник — художник! И знаменитость вроде скрипача. Они всегда в порядке и в ударе, они и есть твой двор, твоя страна. О, запах кожи, ржавчины и гари! О, дух махорки, пота и вина! Я многое забыл или отбросил, но, если жизнь — не ноша, а игра: мой прикуп — мастера ручных ремёсел, волшебных сновидений мастера! г. Орел | >> |