<<

СИНЯЯ ТЕТРАДЬ

“Вот эта синяя тетрадь
С моими детскими стихами...”
А.Ахматова


ВЛАДИСЛАВ РУЦКИЙ, 14 лет

РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРОКОЮ ПУШКИНА

Я люблю читать про все таинственное, страшное и ужасное:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

И когда я впервые прочитал эти строки, то был до глубины души потрясен их необыкновенно величественной красотой ужаса. По-моему, первые строки — самые впечатляющие и грозные в стихотворении, а дальше Пушкин писал “Анчар” под этим впечатлением.

Я представляю себе пустыню. Мрачная,завораживающая, душная. Я чувствую дыханье смерти. К Анчару “и птица не летит, и тигр нейдет”, и даже необузданный и своенравный “вихорь черный” пытается совладать с ним, но терпит поражение и мчится прочь “уже тлетворный”, овеянный холодом смерти. Он отчужден от всей жизни. Но по стихотворению Пушкина можно понять,что Анчар “стоит один во всей вселенной”, является единственной жизнью и реальностью посреди иллюзий, миража, непостоянства,суеты, которыми является наша жизнь. Он непобедимый, незыблемый страж времени, вселенной, всеобщего гнева. Яд — это и есть гнев, и Анчар насквозь пропитан гневом, как ядом:

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой, прозрачною смолою...
... И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Этот гнев он и обращает на человека, посланного к нему “властным взглядом”, убивает его и отправляет душу этого раба в ад за то, что тот посмел взять частицу его гнева.
Пушкин показывает, что ядом — гневом Анчара — пользуются как орудием смерти сильные мира сего так же, как они пользуются золотом, таким же, если не большим, ядом. Анчар является возмездием за грехи и великим символом вечности. Его яд — это не только материальный яд и всеобщий гнев, но и духовный яд, отравля

 

 

 

ющий душу человека, делающий хладным его сердце, плата за продажу души дьяволу, отражение души человека, погрязшего в грехах и предсказание загадочного, неведомого и ужасного будущего.
Древо яда, Анчар, у Пушкина- это дерево Смерти, что очень странно, так как дерево для меня всегда ассоциировалось с зеленью, жизнью, радостью, чисто даже биологически. И пушкинские строки вызвали у меня желание посмотреть, а что же происходит с деревьями и вообще другими растениями у поэта.
И я увидел совсем иное отношение у Пушкина к дубравам. Он их считает своими верными друзьями, единственными свидетелями его первой стыдливой любви, ее защитниками от грубого вмешательства безжалостного и жестокого мира, одним звуком или прикосновением которого разрушились бы все воздушные хрупкие надежды и чаянья юной души Пушкина. “Пленительные дубравы” служат для него надежным убежищем, к которому он часто прибегает, прячась от мирской суеты и хлопот жизни, стараясь убежать в тихое, безлюдное место, предаваясь забвению и утешению под их тенистыми сводами. Они хранители всего волшебства первой любви и пушкинского покоя. Только с ними Пушкин чувствует себя полностью свободным от всех правил и норм поведения, законов, властей, налогов, долгов, обязательств, обещаний.
Дубравы являются памятником молодому, возвышенному, воздушному периоду в жизни Пушкина. Он надеется когда-нибудь снова вернуться в эти полюбившиеся ему места , где он взрослел под сенью дубрав.
Но больше всего меня поразило и удивило отношение Пушкина к цветам. В стихотворении “Цветок” цветок — символ любви. Он верен ей даже тогда, когда засыхает, увядает, становится “безуханным”... Но все же он остается прекрасным в своем застывшем изображении свежести той любви, участником и пособником которой он был. Он может рассказать об очень многом: о “памяти нежного свидания”, о “разлуке роковой”, об “ одиноком гулянии в тиши полей, в тени лесной”. Больше всего меня заинтересовали в стихотворении строки:

И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя...

Мне кажется, что Пушкин подразумевает под “странной мечтой” свою собственную любовь, о которой он вспоминает, представляя свидания, разлуки, радость,грусть, которые он пережил. И когда он глядит на засохший цветок, который случайно нашел в книге, то он ему грустно навевает эти воспоминания. Быть может, поэт когда-то сам положил точно такой же цветок в книгу и вспомнил о нем, открыв эту?
“Цветы последние” милей Пушкину, так как он больше любил писать о грустном , чем о веселом, его любимое время года — осень. Он любит ее грусть, печаль, увядающие цветы, которые навевают на него “унылые мечтанья”, так

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 4-5 1998г