<< | СИНЯЯ ТЕТРАДЬ “Вот эта синяя тетрадь С моими детскими стихами...” А.Ахматова ВЛАДИСЛАВ РУЦКИЙ, 14 лет
РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРОКОЮ ПУШКИНА Я люблю читать про все таинственное, страшное и ужасное: В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. И когда я впервые прочитал эти строки, то был до глубины души потрясен их необыкновенно величественной красотой ужаса. По-моему, первые строки — самые впечатляющие и грозные в стихотворении, а дальше Пушкин писал “Анчар” под этим впечатлением. Я представляю себе пустыню. Мрачная,завораживающая, душная. Я чувствую дыханье смерти. К Анчару “и птица не летит, и тигр нейдет”, и даже необузданный и своенравный “вихорь черный” пытается совладать с ним, но терпит поражение и мчится прочь “уже тлетворный”, овеянный холодом смерти. Он отчужден от всей жизни. Но по стихотворению Пушкина можно понять,что Анчар “стоит один во всей вселенной”, является единственной жизнью и реальностью посреди иллюзий, миража, непостоянства,суеты, которыми является наша жизнь. Он непобедимый, незыблемый страж времени, вселенной, всеобщего гнева. Яд — это и есть гнев, и Анчар насквозь пропитан гневом, как ядом: Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой, прозрачною смолою... ... И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Этот гнев он и обращает на человека, посланного к нему “властным взглядом”, убивает его и отправляет душу этого раба в ад за то, что тот посмел взять частицу его гнева. Пушкин показывает, что ядом — гневом Анчара — пользуются как орудием смерти сильные мира сего так же, как они пользуются золотом, таким же, если не большим, ядом. Анчар является возмездием за грехи и великим символом вечности. Его яд — это не только материальный яд и всеобщий гнев, но и духовный яд, отравля | | ющий душу человека, делающий хладным его сердце, плата за продажу души дьяволу, отражение души человека, погрязшего в грехах и предсказание загадочного, неведомого и ужасного будущего. Древо яда, Анчар, у Пушкина- это дерево Смерти, что очень странно, так как дерево для меня всегда ассоциировалось с зеленью, жизнью, радостью, чисто даже биологически. И пушкинские строки вызвали у меня желание посмотреть, а что же происходит с деревьями и вообще другими растениями у поэта. И я увидел совсем иное отношение у Пушкина к дубравам. Он их считает своими верными друзьями, единственными свидетелями его первой стыдливой любви, ее защитниками от грубого вмешательства безжалостного и жестокого мира, одним звуком или прикосновением которого разрушились бы все воздушные хрупкие надежды и чаянья юной души Пушкина. “Пленительные дубравы” служат для него надежным убежищем, к которому он часто прибегает, прячась от мирской суеты и хлопот жизни, стараясь убежать в тихое, безлюдное место, предаваясь забвению и утешению под их тенистыми сводами. Они хранители всего волшебства первой любви и пушкинского покоя. Только с ними Пушкин чувствует себя полностью свободным от всех правил и норм поведения, законов, властей, налогов, долгов, обязательств, обещаний. Дубравы являются памятником молодому, возвышенному, воздушному периоду в жизни Пушкина. Он надеется когда-нибудь снова вернуться в эти полюбившиеся ему места , где он взрослел под сенью дубрав. Но больше всего меня поразило и удивило отношение Пушкина к цветам. В стихотворении “Цветок” цветок — символ любви. Он верен ей даже тогда, когда засыхает, увядает, становится “безуханным”... Но все же он остается прекрасным в своем застывшем изображении свежести той любви, участником и пособником которой он был. Он может рассказать об очень многом: о “памяти нежного свидания”, о “разлуке роковой”, об “ одиноком гулянии в тиши полей, в тени лесной”. Больше всего меня заинтересовали в стихотворении строки: И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя... Мне кажется, что Пушкин подразумевает под “странной мечтой” свою собственную любовь, о которой он вспоминает, представляя свидания, разлуки, радость,грусть, которые он пережил. И когда он глядит на засохший цветок, который случайно нашел в книге, то он ему грустно навевает эти воспоминания. Быть может, поэт когда-то сам положил точно такой же цветок в книгу и вспомнил о нем, открыв эту? “Цветы последние” милей Пушкину, так как он больше любил писать о грустном , чем о веселом, его любимое время года — осень. Он любит ее грусть, печаль, увядающие цветы, которые навевают на него “унылые мечтанья”, так | | >> |