<< | | Валерий ЯРОСЛАВЦЕВ АЛСИБ СОЕДИНЯЛ КОНТИНЕНТЫ Главы из документального повествования* В 1997 году исполняется 55 лет с начала работы АЛСИБа. АЛСИБ — это воздушный мост Аляска — Сибирь, по которому в годы Великой Отечественной войны перегоняли в Красноярск американские боевые и транспортные самолеты, поставлявшиеся по ленд-лизу. В Красноярске самолеты принимала специальная комендатура ВВС. Бомбардировщики и транспортные “Дугласы” продолжали путь к фронту по воздуху. Истребители со снятыми крыльями везли на запад по железной дороге. Постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) № 739с** от 9 октября 1941 года строить и эксплуатировать Красноярскую воздушную трассу ВВС Красной Армии, как она поначалу официально именовалась (с июня 1943 года — воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль), поручили Главному управлению Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совнаркоме СССР. С апреля 1942-го ГВФ был подчинен командующему ВВС. В июне 1943 года при ГУ ГВФ было создано управление воздушной магистрали Москва — Уэлькаль, которому подчинили воздушную трассу Красноярск — Уэлькаль и 1-ю перегоночную авиадивизию. Ее штаб и управление трассы располагались в Якутске. А сама дивизия состояла из пяти перегоночных авиаполков и одного транспортного. Был принят эстафетный способ перегонки самолетов. Каждый полк только на своем участке. А пилоты 8-го транспортного полка перевозили перегонщиков обратно в их базовые аэропорты, перегоняли на запад поступавшие по ленд-лизу “Дугласы” и возили импортные грузы из США и пассажиров. Повествование об АЛСИБе написано впервые с использованием документов архива Федеральной авиационной службы России (объединенный фонд 44, опись 1). Все документы, за редким исключением, с грифом “секретно” или “совершенно секретно”. Архив АЛСИБа, давно не секретный, открыт только в 1994 году. Воздушная перегоночная трасса АЛСИБ тянулась на 6306 километров от Фербенкса на Аляске через Берингов пролив, Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск и Киренск (Иркутская область) до Красноярска. По АЛСИБу перегоняли бомбардировщики Б-25 “Митчелл”, средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 “Бостон”, истребители Р-40 “Киттихаук”, Р-39 “Аэрокобра” и Р-63 “Кингкобра”, транспортные “Дугласы” Си-47, самолеты некоторых других марок. За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии ГВФ в труднейших условиях Крайнего Севера, рис * Печатаются в сокращении. ** Литера “с” после номера постановления ГКО означает — секретно, “сс” — совершенно секретно. (Здесь и далее — прим. автора) ***В разных архивных документах называются разные цифры перегнанных по АЛСИБу американских самолетов: от 7908 до 8094 | | куя жизнью, перегнали по АЛСИБу 8094 американских самолета. Из них на фронте было сформировано 250 авиаполков. Потери за время перегонки составили 81 самолет — чуть больше 1 процента. При этом погибли 115 перегонщиков. За три года по АЛСИБу перевезли 18753 тонны грузов, из них 9125 тонн платных, а также 319 тонн почты. АЛСИБ использовался и как международная пассажирская и дипломатическая авиалиния, по которой перевезли 128371 пассажира (львиная доля из них служебные — возвращавшиеся в свои базовые аэропорты перегонщики), в том числе платных 17322. После войны эта хорошо оборудованная и разветвленная трасса, насчитывавшая 30 аэропортов и аэродромов, опоясавших Восточную Сибирь и Северо-Восток, предопределила регулярное воздушное сообщение в этих районах.
Вместо предисловия. НЕИЗВЕСТНЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ НА ФОНЕ АЛСИБа Красноярская воздушная трасса строилась и действовала в обстановке строжайшей секретности. Но и после войны почти полвека и сама трасса, история которой полна героических и трагических страниц, и ее мужественные летчики пребывали в незаслуженной безвестности. Главная причина — великое противостояние двух сверхдержав: СССР и США. В эпоху “холодной войны”, в которую ввергли свои народы политики обеих стран, бывшие союзники по антигитлеровской коалиции превращались в вероятных противников. А раз так, всячески замалчивались или искажались история боевого содружества, размеры и значимость военной и экономической помощи Соединенных Штатов Советскому Союзу. Ленд-лиз — это долг и аренда. То есть закон о передаче вооружений в аренду или взаймы, принятый, несмотря на сильное противодействие влиятельных сил в конгрессе, по инициативе президента США Франклина Делано Рузвельта. В такой форме Соединенные Штаты Америки помогали своим союзникам по антигитлеровской коалиции во второй мировой войне. По данным Большой советской энциклопедии, за годы войны СССР получил от США по ленд-лизу вооружений, боеприпасов, стратегических материалов, техники, промышленного оборудования, различных товаров, продовольствия, медикаментов и еще много чего на 9,8 миллиарда долларов (в тех ценах). По американским данным — на 10,2 миллиарда. Самолетов, по официальным советским цифрам, США поставили нам 14795. В том числе по АЛСИБу — 8094*** (по данным командования ВВС США — 8777). То есть больше половины ленд-лизовских самолетов доставлены в СССР по воздушной трассе Аляска — Сибирь. Насколько все же существенной была помощь союзников? В годы войны в СССР было выпущено, например, 125655 самолетов. США и Англия поставили нам 21795 крылатых машин. Значит, каждый шестой-седьмой самолет в советских ВВС был иностранного производства и ленд-лизовского происхождения. Вообще же материальный вклад союзников в нашу Победу, хотя он и оценивается всего 4 процентами от общего объема произведенной Советским Союзом за годы войны промышленной продукции, видимо, сле Скачать полный текст в формате RTF | >> |