<<

Максим КОЧЕТОВ

 

РОДИТЬСЯ
ДЛЯ СВОБОДЫ

 

С древних времен для человека как индивидуума и, уже гораздо позднее, для человечества вообще одной из величайших потребностей души и разума являлась свобода.
Для первобытных людей понятие это, вероятно, отождествлялось со свободой от страха перед природными стихиями. Для средневековья свободным считался человек, не носящий клейма раба. Чуть позже, во времена эпохи просвещения, человек пытался освободиться от пут дремучей невежественности и католицизма.
На протяжении всей истории человечества люди жаждали и искали свободы, но стали ли они свободными?
Век за веком, эпоха за эпохой сменялись, а свобода, как мираж, все отдалялась от людей, принимала иные, недоступные для них формы, но так и не стала, пускай и драгоценным, но все же в такой вожделенной оправе бриллиантом в перстне, который так удобно носить на руке, показывая и похваляясь: Смотрите, вот у меня есть свобода!
И вполне закономерный вопрос тогда возникает: а что такое свобода вообще? Да и существует ли она? Не является ли лишь плодом пытливого и ищущего человеческого разума?
Ответить однозначно на эти вопросы невозможно. Конечно, различные люди: писатели, философы, политологи и многие другие – уже давно обложили это понятие различными определениями, подобно тому как обкладывают волка флажками. Но то ли волк слишком хитер, то ли флажки расставлены неверно, а только охотники сами уже давно заплутали в своем дремучем лабиринте, и все, что видели, – так это один только волчий хвост.
Что ж, позвольте и мне воткнуть еще один флажок в это грандиозное сооружение.
Вполне естественно, что это многомерное понятие мне хотелось бы рассмотреть с позиции теперешнего моего статуса, то есть с позиции осужденного.
Свобода для осужденного или “воля”, как ее еще иногда называют, это что? Или скорее, это как? Как будет чувствовать себя человек, как он будет вести себя, получив свободу, такую взлелеянную и долгожданную? Что он сделает с этой свободой? И станет ли, наконец, он свободным?
Одним из ярчайших и удивительнейших примеров того, как человек переродился для свободы, для меня является Егор Прокудин, герой повести В.М.Шукшина “Калина красная”. Настоящим откровением может стать это произведение для многих людей, но в первую очередь для тех, кто отбывает наказание. И два десятка лет назад, и в наши дни, и после нас – до тех пор, пока существуют тюрьмы и лагеря, было и будет оно актуально. И если ты не имеешь представления о том, что значит обрести свободу, что ж, возможно, это твой шанс.
Итак, представь себя Егором Прокудиным, вором-рецидивистом, имеющим за плечами пять, десять, двадцать – неважно сколько лет лагерей. И вот для тебя

 

 

 

настал день свободы. Все говорит о том, что ты обладаешь этим сокровищем: ты выступаешь на сцене в группе “бом-бом” (это традиция твоей колонии, означающая, что завтра ты освободишься). И этими звучными “бом-бом”, словно пинками, изгоняется неволя из памяти, из души, из жизни. “Гражданин начальник” вдруг превращается в “товарища”, и, наконец, – о долгожданный миг! – ты перешагиваешь порог зоны, ворота с грохотом захлопываются за тобой, поставив жирную точку на всех твоих мытарствах и злоключениях. Время потекло вспять – началась другая жизнь.
А на улице ярко светит солнце – тебе светит, поют птицы – тебе поют, зеленеет трава – для тебя зеленеет, просыпается весна – весь мир рождается заново, и ты, ты, наверняка, тоже заново родился! И думаешь: “Я свободен! Я могу идти, куда угодно, когда угодно и с кем угодно! Угодно мне, мне одному! Да, это воля! Это она, она – вне всякого сомнения!”
И ты поймаешь такси и поедешь повидать своих приятелей, поделиться с ними частичкой своего пьяного счастья. И вроде бы все будет хорошо, все будет так, как ты и представлял себе это, но в то же время заболит душа, заноет что-то старое, давно забытое, но и вместе с тем такое знакомое. Что же это: тоска ли по чему-то несбывшемуся или предчувствие надвигающейся катастрофы? “Что-то не так! Что-то совсем не так!” – будешь мысленно восклицать ты. Все эти “губошлепы и бульдоги” – о, как ты их ненавидишь! Не место среди них Егору Прокудину! “Горе”, да! “Горе” еще мог бы с ними ужиться, но не Егор! И потом, убегая от погони, с накрытой патрулем “малины”, петляя, как заяц, будешь с удивлением и злостью думать: Зачем? Зачем бегу?! Для чего? Ведь я же свободный человек! Ведь вот же он, в кармане, этот волшебный клочок бумаги – справка об освобождении! И хоть и убежишь, спасешься и будешь опять радоваться вновь обретенной свободе, но долго ли? Сможешь ли заглушить свои мысли: Как же это? Почему же? Ведь совсем недавно, еще несколько часов назад, светило солнце, пели птицы, зеленела трава, и тебе было так хорошо! Но для тебя ли светило? Тебе ли пели? Для тебя ли зеленела? И не был ли этот краткий миг опьянения всего лишь мимолетным улучшением, как это бывает с людьми при смерти перед их кончиною? Не умрешь ли ты для свободы навеки?
Ты уже сомневаешься, не правда ли? Но это только начало! А что же ты будешь делать со всеми теми, которые преследовали и будут преследовать тебя всю твою жизнь? Сможешь ли ты, захочешь ли ты снова и снова вбивать их себе обратно в глотку, чтоб не дай Бог не выскочили, и дальше, дальше, туда – в душу, где глубже, где темнее, откуда они уже наверняка не вылезут? Сможешь ли в сотый, в тысячный раз, раздирая свою душу, прикрывать этими кровоточащими ошметками то, что пытаешься скрыть от самого себя?
Давай, смелее! Пробуй! Дерзай! Но так и знай: выползали и будут выползать снова наружу все они, причиняя невероятную боль, и будут механически и привычно спрашивать: Как думаешь жить, Прокудин? Чему радуешься-то? Где будешь? Чего хочешь-то?
Готов ли к тому, не закричишь ли тогда: “Да что вы все ко мне лезете? Чего вам от меня надо?! Я свободный человек! Как хочу – так живу! Куда хочу – туда иду!”
А куда хочешь-то, знаешь ли сам? Куда пойдешь-то?
ИК-16, 8 отряд, пос. Громадск

 

 

 >>

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 3-4 2006г.