<< 

Андрей КОЖУХОВ

 

 

С ЧЕГО НАЧИНАЛАСЬ ФАНТАСТИКА...

 

 

Фантастическая литература, конечно же, зародилась еще в далекой античности, обросшей мифами и легендами. “Одиссея” Гомера, “Метаморфозы” Овидия, “Золотой осел” Апулея, “Разговоры богов” Лукиана (он же первым описал путешествие на Луну), сказания разных народов – “Тысяча и одна ночь”, “Махабхарата”, “Кондзяку-моногатари”, средневековые эпосы “Беовульф”, “Персеваль”, “Неистовый Роланд”, “Королева фей”, “Потерянный рай” – все это прекрасные образчики проявления человеческой выдумки и воображения, которые заложили основные направления всей фантастики будущего.
Можно сказать, что до 17-18 веков жанр фантастики только “вылуплялся”, из маленького зародыша тогда еще делающей первые шаги литературы в огромную птицу с большими крыльями, которая восхищает и будоражит умы миллионов людей. В период Ренессанса процесс зарождения фантастики завершают рыцарские похождения “Дон Кихота” испанского солдата Мигеля Сервантеса и эпопея “Гаргантюа и Пантагрюэль” странствующего врача Франсуа Рабле.
5 января 1665 года во Франции вышел в свет первый номер “Журналь де Саван”, который считается родоначальником такого печатного периодического издания, как, собственно, журнал. Вскоре появились аналогичные журналы в Англии, Италии, Германии, но массовый характер ежемесячное чтиво приобрело в 18 веке, когда за изданиями закрепился костяк постоянных читателей. Журналы “проглатывались” от первой буквы до последней точки грамотным населением Европы, США и, конечно же, интеллигенцией Российской Империи. Решающий шаг вперед журнальная периодика сделала лишь во второй половине 19 века, одновременно с общим процессом развития капитализма и буржуазной культуры: в это время меняются методы пропаганды и средства информации, стремительно растут тиражи, снижается подписная цена. К началу 20 века сложились основные типы журналов, причем наибольшее развитие получил иллюстрированный журнал смешанного содержания, рассчитанный на самые широкие круги.
Но с фантастикой полагаться на самые широкие круги общества не приходилось – ни в то время, ни сейчас. Традиционно принято считать, что первый специализированный журнал исключительно фантастики появился как раз в начале двадцатого века, на большой и длинной волне научно-технической революции. Путь был тернистым и долгим и начался в 1908 году с журнала для радиолюбителей “Modern Electrics”. Его основателем был инженер, издатель, писатель, бизнесмен, эмигрант из Люксембурга Хьюго Гернсбек (1884-1967), именем которого названа самая престижная мировая премия научной фантастики.
С апреля 1911 по март 1912 года в “Modern Electrics” Гернсбек печатает собственную фантастическую повесть “Ральф 124С 41+”, задуманную им ради популяризации научных перспектив и технических нововведений. В 1913 году журнал о радио терпит финансовое поражение и закрывается; и это несмотря на огром

 

 

 

 

ный тираж и читательский спрос (особенно после кораблекрушения “Титаника”, вызвавшего, ко всему прочему, массовый интерес к радиооповещению). Увлеченный и готовый к новым сражениям “адепт Науки” Гернсбек быстро находит средства и основывает другой журнал – “Electrical Experimenter”. Этот журнал продолжает традицию печатать художественные произведения научного толка, начатую еще в “Modern Electrics”. И в нем же, в номере за 1915 год Гернсбек впервые употребил термин “scientifiction”, который позже принял хорошо известный нам вид “science fiction” (“научная фантастика”).
В 1919 году неистовый Гернсбек основывает еще один журнал, а в 1920 переименовывает “Electrical Experimenter” в “Science and Invention”, у которого в марте 1926 года рождается компаньон “Amazing Stories” (“Удивительные истории”) – первый в мире ежемесячный массовый литературно-художественный журнал, посвященный фантастике и научно-фантастическим идеям. В редакционной статье к первому номеру, на цветной обложке которого буквы в заголовке шли наискосок, постепенно уменьшаясь, Гернсбек писал: “...чарующие романтические истории, замешанные на научных фактах и пророческом провидении. <...> Эти удивительные истории представляют собой не только увлекательнейшее чтение, они всегда выполняют и просветительскую задачу. Они предлагают знания, которые мы могли бы и не получить из других источников. <...> Самые лучшие из современных фантастов сообщают нам знания так искусно, что мы даже не замечаем, что они нас чему-то научили”. В первом номере, датированном месяцем апрелем, были напечатаны произведения Жюля Верна (начало романа “Гектор Сервадак”), Герберта Уэллса (рассказ “Новейший ускоритель”), Эдгара Аллана По (рассказ “Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром”), Остина Холла (повесть “Человек, который спас Землю”), Джоржда Инглэнда (рассказ “Нечто Извне”) и Пейтона Уэртенбейкера (рассказ “Человек из атома”).
В 1929 году Гернсбек потерял контроль над журналом “Удивительные истории” и объявил себя банкротом (хотя журнал был невероятно популярен, перешагнул планку в сто тысяч экземпляров в месяц и приносил немалый доход), однако сразу же он основал два других журнала фантастики – “Air Wonder Stories” и “Science Wonder Stories”, которые через год были объединены в журнал “Wonder Stories”. Но и эти проекты вскоре потерпели крах и были закрыты...
Гернсбек всеми доступными ему путями, любыми способами хотел донести до американцев новые научные знания и достижения, которыми, как он думал, будут пользоваться в последующие века. Для это

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 11-12 2006г.