<< 

Евгений МЕЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫ О СЛОНАХ

 

Я расскажу вам, ребята, несколько историй о дрессированных слонах — героях цирковых аттракционов. Немало было среди них прекрасных артистов. А воспитали и выучили их многим цирковым премудростям всемирно известные дрессировщики — Дуровы.

 

ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ

О том, что Гамбург находится в Германии, вы, конечно, знаете. Городу Гамбургу мы обязаны понятием “гамбургский счет”. Есть такое выражение. Стало оно крылатым. По “гамбургскому счету” — значит без обмана, без скидок и уступок, с предельной требовательностью. Но и к цирку это понятие имеет прямое отношение. В предыдущем столетии Всемирные чемпионаты по французской борьбе проходили в цирках. И становились частью циркового представления. Победители этих чемпионатов, понятно, именовались — чемпионами мира. Русские борцы — Иван Поддубный, Иван Заикин, Генрих Лурих, Георг Гаккеншмидт не раз становились победителями этих чемпионатов. А проводились они во всех цирках России. И как часто бывает, превратились не столько в спортивное, сколько в коммерческое предприятие. Борцы стали жулить, применять грубые и жестокие приемы. Ложились на лопатки по приказу антрепренера или хозяина цирка. Короче, побеждали иногда не самые сильные борцы. И это было несправедливо.
Поэтому раз в год в гамбургском трактире собирались борцы. Они боролись при закрытых окнах. Боролись долго, некрасиво, тяжело. Вовсе не как в цирке. Зато без обмана, по-настоящему. И выясняли — кто чего стоит? Кто действительно самый сильный борец. Борец по “гамбургскому счету”.
Какое отношение к “гамбургскому счету” имеют слоны? — спросите вы. Слон он и есть слон. Всегда настоящий!
Дело в том, что все, так или иначе связанное с Гамбургом, стали считать делом верным. Без обмана. Считал так и Владимир Леонидович Дуров, когда решил купить в гамбургском зоологическом саду слоненка. Тут я должен сказать, что зоологический сад в Гамбурге известен всему миру. В нем самая большая и разнообразная коллекция животных. Но в гамбургском зоосаде не только демонстрируют животных. Именно там многие дрессировщики покупают зверье для своих аттракционов.
Хозяином гамбургского зоосада в то время был известный немецкий предприниматель — дрессировщик Карл Гегенбек.
Так вот, пришел Владимир Леонидович в гамбургский зоосад, и Карл Гегенбек показал ему маленького слона.
— Это не слоненок, — сказал Гегенбек. — Это слон-карлик! Он никогда не станет большим!
— Слон-карлик! — воскликнул Дуров. — Это же замечательно! Что может быть лучше! Цирковой зритель любит все необычное.
Владимир Леонидович купил маленького слона. И назвал его Бэби. Потому что по сравнению со взрослыми слонами Бэби действительно выглядел ребенком. И если вас в школе учат английскому языку, то вы должны знать, что бэби по-английски — дитя. Привез Дуров маленького слона в Россию и стал готовить из него артиста. Бэби очень привязался к Владимиру Леонидович и даже полюбил его.
Шло время, и Дуров стал с удивлением замечать, что Бэби весьма подрос и прибавил в весе.
— Интересно, — подумал Дуров. — Вот тебе и “гамбургский счет”! И решил слоненка взвесить. Вы, конечно, понимаете, что взвесить даже слоненка — дело непростое. Повели Бэби на железнодорожную станцию, туда, где взвешивают товарные вагоны с грузом. Поставили на весы. Когда весовщик подсчитал вес, оказалось сорок пудов. Если вы захотите узнать, сколько это килограммов, то знайте — в

 

 

 

каждом пуде шестнадцать килограммов. Не ленитесь, посчитайте сами. Посчитали? Хорош слоненок! А было Бэби в то время чуть больше года.
Вот так “гамбургский счет” не сработал!

 

У КЛАССНОЙ ДОСКИ

Сделать из животного циркового артиста трудно. И неизвестно еще, кого легче дрессировать — большого слона или маленькую мышь! Но мышь все-таки если не легче, то по крайней мере безопаснее. Что же касается слонов... Вот тут, я думаю, уместнее всего обратиться к рассказу самого Владимира Леонидовича Дурова:
“— Слон не только умное, но и терпеливое животное. Посмотрите, как изорваны уши у любого слона, работающего в цирке. Обычно дрессировщики, обучая слона ходить по “бутылкам”, или кружиться, или вставать на задние ноги, или садиться на бочку, действуют не лаской, а болью. Если слон не слушается, они рвут ему уши стальным крючком или же втыкают шило под кожу. И слоны все терпят. Впрочем, некоторые слоны не выдерживают мучений. И когда-то в Одессе громадный слон Самсон рассвирепел и начал разносить зверинец. Служители ничего не смогли с ним поделать. Ни угрозы, ни побои, ни угощения не помогали. Слон ломал все, что попадалось ему на пути. Пришлось его окопать и держать несколько дней в яме. В Одессе только и было разговоров, что о Самсоне:
— Слыхали, Самсон сбежал?
— Но ведь это очень опасно! Что, если он побежит по улицам?
— Надо его убить!
— Убить такое редкое животное?!
Но Самсон никак не хотел возвращаться в зверинец. Тогда решили его отравить. Наполнили большой апельсин сильным ядом и преподнесли Самсону. Но Самсон не стал есть и даже не подпустил к себе отравителей. Тогда предложили убить Самсона из ружья.
Нашлись любители, которые даже заплатили за “стрельбу в цель”.
Так и прикончили великана.
И никто не подумал, что если бы Самсона в зверинце не мучали, а обращались с ним ласково, то не пришлось бы в него стрелять”.
Вот такую грустную историю поведал Владимир Леонидович Дуров в своей книжке “Мои звери”. Кстати, интересная и полезная книжка. Очень вам советую ее прочитать.
А еще я советую вам прочитать рассказ Александра Куприна “Слоновья прогулка”. Судьба слона Зембо очень напоминает трагедию Самсона. Куприн любил Одессу и часто бывал в этом знаменитом городе. Возможно, кто-то рассказал Александру Ивановичу историю Самсона. А возможно, писатель сам был свидетелем печальных событий. Куприн любил животных и частенько повторял: — Как часто без нужды и смысла человек жесток к животным!
Дуровы, обучая животных, стараются действовать лаской, лакомым кусочком, а не побоями.
Бэби был отличный ученик. Он научился вставать на задние ноги, овладел искусством “парикмахера”. И с тех незабвенных пор во всех дуровских аттракционах непременно работал слон-парикмахер.
Я написал, что Бэби был отличный ученик. И это действительно было так. Но в сценке “У классной доски” Бэби еще и прекрасно играл ученика-отличника.
На манеже появлялась школьная доска. И парты. За парты рассаживались ученики — морские львы, свиньи, теленок, ослик, пеликан. Я, к сожалению, не знаю, как их звали. Даже энциклопедия “Цирк” об этом умалчивает. Ведь запоминают имена выдающихся артистов. А эти были так, массовка. Однако, имена двух учеников этой необычной цирковой школы дошли до нашего времени — фокстерьера Пика и большого сенбернара Лорда.
Так вот, дуровские ученики размещались за партами. На партах лежали огромные деревянные, а скорее, фанер

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 1-2 2001г