<< 

Владимир Васильев

ВЕК ХI И ВЕК ХХ:
ДВА СЮЖЕТА
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Что необычного в данной статье? Благодаря проделанному в работе психоанализу, мы можем убедиться, что В. М. Шукшин, художник, который еще недавно был нашим современником, к произведениям которого мы обращаемся постоянно и сегодня, непонятен для нас. Смыслы его текстов скрыты, зашифрованы, и чтобы их проявить, необходимо обратиться к самым истокам и основам национальной культуры — к представлениям христианства, сформировавшимся за многие столетия до нашей эпохи, когда не было не только письменности на Руси, но и... самой Руси.
Мы рассмотрим два, очень далеких на первый взгляд, сюжета русской литературы. Один из них, представленный циклом агиографических сочинений об убиении Бориса и Глеба, принадлежит веку ХI, другой — веку ХХ — это рассказ Шукшина “Сураз”. Нет нужды объяснять, что данные тексты, находящиеся на полюсах национального историко-литературного процесса, относящиеся к разным типам культур (“средневековой” и “новой”), представляются никак не связанными между собой.
В древнерусской литературе имеется три произведения, посвященных описанию убиения Бориса и Глеба: Летописная повесть [1, 144-161], анонимное “Сказание” [2, 279-303], “Чтение” летописца Нестора [3]. (Из сочинений цикла мы рассмотрим два первых; далее — Лп. и Ск.) Нас будут интересовать не центральные герои-святые, а Святополк — антигерой-злодей.
Образ Святополка специфичен. Специфика его не исчерпывается тем, что он — брат-убийца Бориса и Глеба. Греховность Святополка не только предопределена его функцией агиографического героя-злодея, но изначально присуща ему. Святополк — злодей по своей природе, он отмечен “дьявольской печатью” от рождения.
Cвятополк рожден от монахини-гречанки, которую привел на “Русь и отдал в жены (“красоты ради лица ея”) сыну Ярополку князь Святослав. Ярополк был затем (980 г.) убит в междоусобной борьбе за киевский престол братом Владимиром. Он взял и жену убитого брата, уже беременную Святополком. Сказание повествует об этом так: “Сего [Святополка] мати преже бе чьрницею, гръкыни сущи, и поялъ ю бе Яропълкъ, братъ Володимирь, и ростригъ ю красоты деля лица ея. И зача отъ нея сего Святополъка оканьнааго. Володимеръ же, поганъи еще убивъ Яропълка и поятъ жену его непраздьну сущю. Отъ нея же родися сии оканьныи Святопълкъ”.
Преступный князь, таким образом, не волен в своей греховной сущности. Вина лежит на его матери-монахине (для монахини нет дороги в мир, великий грех для нее отступить пути Божьего, зачать и родить ребенка), иноплеменнице-гречанке, расстриженной

 

 

 

 

Ярополком. “От греховьнаго бо корени золъ плодъ бываетъ: понеже бе была мати его черницею”, — пишет автор летописи. о его рождении. Кроме того, у Святополка два отца, они же два брата, и один из них убил другого. “И бысть отъ дъвою отьцю и брату сущю”. Неудивительно, что Владимир не испытывал теплых чувств к Святополку. “Темь же и не любляаше его Володимиръ, акы не отъ себе ему сущю” (Ск.). Ср. Лп.: “Темь и отець его не любяше, бе бо от двою отцю, — от Ярополка и от Володимера”.
Святополк рожден в блуде (“Володимеръ залеже ю [гречанку] не по браку, прелюбодейничь бысть убо” (Лп.), в великом грехе и зле. Так рождается злодей-убийца. От рождения он лишен выбора между добром и злом. Его участь — делать зло. Этот момент подчеркнут в Лп.: “Золъ бо человекъ, тщася на злое, не хужи есть беса; беси бо Бога боятся, а золъ человекъ ни Бога боится, ни человекъ ся стыдить; беси бо креста ся боять господня, а человекъ золъ ни креста ся боить”. (Эти слова относятся к “законопреступным” слугам, исполнившим замысел князя, но и его самого они характеризуют в высшей степени.) Природное состояние Святополка — грех (= “болезнь”). И сам он осознает это.
Мотив рождения от блуда предопределяет зло в характере героя, объясняет его злые, греховные поступки и действия (братоубийство), его злую судьбу. За злой жизнью следует и злая смерть героя.
Смерть Святополка — наказание (“возмездие”) от Бога. Ярослав, разгромивший Святополка, в данном случае — орудие Божьей мести. Бог преследует злодея-убийцу, проклятого от рождения, и гонит его до самой могилы. Святополк гибнет именно так. Разбитый дружиной брата Ярослава он бежит за пределы Руси. “И нападе на нь бесъ, и раслабеша кости его, яко не мощи ни на кони седети, и несяхуть его на носилехъ. И прибегоша Берестию съ нимь. Онъ же рече: “Побегнете, осе женуть по насъ!”. И посылахуть противу. И не бе ни гонящааго, ни женущааго въ следъ его. И, лежа въ немощи, въсхопивъся глааголаше: “ Побегнемы еще, женуть! Охъ мне!” И не можааше тьрпети на единомъ месте, и пробеже Лядьску землю гонимъ гневъмь Божиемь. И прибеже въ пустыню межю Чехы и Ляхы, и ту испроверьже животъ свои зъле. И приятъ възмьздие отъ Господа, яко же показася посъланая на нь пагубьная рана и по съмьрти муку вечьную <...> И есть могыла его и до сего дьне, и исходитъ отъ нее смрадъ зълыи на показание чловекомъ” (Ск.). Сбылось пророчество, которое автор Ск. провозгласил устами псалмопевца Давида: “Възлюбилъ еси зълобу паче

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 1-2 2000г