<< 

Мария АСТАФЬЕВА - КОРЯКИНА

САНИТАРКА — ЗВАТЬ ТАМАРКА

 

Вместо эпиграфа

У пляшущей женщины возраста нет:
Движенье, круженье — мерцающий свет.
У пляшущей женщины прошлого нет:
Волненье, смятенье — невидимый след;
У пляшущей женщины правда одна:
Коль пляшет — счастливая, значит, она.
Не смейте заметить в улыбке беду
Как птица, она упадет на лету...

Тамара быстро вышла, почти выбежала из подъезда, постояла, посмотрела на звездное небо, закусив от обиды губы, задержалась взглядом на окнах квартиры, из которой она только что, не попрощавшись ни с гостями, ни с хозяевами, лишь выждав момент, когда кто-то из гостей завел песню, — покинула компанию. Минуту — другую еще постояла, вслушиваясь в слова песни, с силой давнула, как пнула, пяткой дверь и, засунув руки в карманы пальто, пошла по плохо освещенной улице, глядя себе под ноги. Скоро, не то, чтоб перед глазами, а в горячей обиде возникла та, приревновавшая ее к мужу, который пригласил Тамару в пляс.
Весело раскинув руки, он начал бить чечетку, идя ей навстречу. И она не выдержала, вышла — и он тут же пошел вокруг нее, да так лихо, озорно и радостно!.. Тамара с детства и на всю жизнь полюбившая цыганские пляски, ответно вошла в пляс, вскинула голову, приняла “позу” и “заходили” ее плечики, ожили на груди, как у настоящей цыганки, кружевные оборочки. Широко улыбаясь, она то подбоченивалась, то вскидывала руки и выделывала ими красивые вензеля, то откидывалась назад, круто “переломившись” в талии. И теперь уж она взяла в кольцо веселого плясуна.
Гости начали расступаться, ширить круг, заприхлопывали в такт танцующим. Но тут неожиданно как бы вклинилась между плясунами ярко нарядная, выпившая женщина и, оттесняя развеселившегося мужа, смерила плясунью недобрым взглядом и, переступая с ноги на ногу, чтобы не стоять на месте, сказала ей внятно:
— Со своим приходи! Или мотай отсюда!..
... Тамара дошла до уличного фонаря, на лампочку посмотрела, затем огляделась, в полутьме различила детские качели и направилась к ним. Поручни качели были холодные, деревянное, обшарпанное сиденье — тоже. Она качнула качель раз-другой, расслышала скрип металлических креплений. Поймала рукой поручень, расправила сзади пальто и села на гладкое по середке сиденье. Устроившись поудобней, надела перчатки и, оттолкнувшись ногами, начала раскачиваться. Когда металлический скрежет креплений сделался монотонным, Тамара запела:
— Напилася я пьяна, не дойти мне до дому.
Завела меня тропка дальняя до зеленого долу...

 

 

 

 

Завела меня тропка дальняя до зеленого долу...
Там кукушка кукует, мое сердце волнует.
Ты скажи-ка мне, расскажи-ка мне:
Где мой милый ночует?
Ты скажи-ка мне, расскажи-ка мне,
Где мой милый ночует?
Если он при дороге — помоги ему боже,
Если с любушкой на постелюшке — накажи его боже...
Если с любушкой на постелюшке — накажи его боже!
Тамара перевела дух, еще сильнее раскачала качель, вслушалась в позднюю тишину и опять, запела:
Виновата ли я? Виновата ли я?
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда слушал он песню мою?
Виновата ли я, что мой голос дрожал,
Когда слушал он песню мою?..
Оттолкнувшись ногами и чуть выгнув спину, принялась зыбаться еще сильнее и уже как бы с вызовом, заглушая скрежет креплений, прибавила голосу:
— Виновата ли я, что в ночной тишине позволяла себя целовать?..
По дороге прошла машина, заглушила песню и Тамара какое-то время раскачивалась молча. Думала о Саше, о бабе той, ярко разряженной, опечалилась, что вот и сегодня, в гостях, — ведь долго же не соглашалась идти, да уговорили, пошла, и опять не обошлось... Она и пару-то эту впервые видела — откуда и взялись?! Так тебе и надо! — с укоризной сказала она себе. И тоже мысленно, тоже с обидой, высказала и Саше своему, через песню:
На тебе сошелся клином белый свет!
На тебе сошелся клином белый свет!
Но пропал за поворотом санный след,
Но пропал за поворотом санный след...
До Тамары донеслись голоса, перебивающие один другого — отгуляла компания — гости расходились по домам.
Когда вокруг снова сделалось темно и тихо, Тамара раскачалась и запела прерванную песню:
Мне бы взять, да побежать за поворот...

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 1-2 2000г