<< 

Юрий ВОЛКОВ

ДОМОЙ ХОЧУ*

 

ПИСЬМО к ДОЧЕРИ

Наташа, на этом было закончилась “книга для тебя”. Но прошло время — и потребовалось свежее заключение.
Бабушка твоя Наталья Ильинична всё ещё копошится на своём огороде и никуда переезжать не собирается. Не забывай про неё.
После долгих раздумий рукопись я направил с оказией брату Леониду, твоему дяде. Он всегда относился ко мне строго и критически. Десятки лет моих стараний быть с ним “на равных” успеха не имели. Уж я и к дерзости прибегал, и связь надолго прерывал, а всё же приходится признать, что он меня старше, всегда старше.
С его согласия решено подшить к нашему повествованию письмо, поскольку в нём солидное дополнение к изложенному материалу.
“Получил твоё послание, которое занёс нам Саша Храпков. Во-первых, очень благодарю тебя за документы об отце.
Не знаю почему, но на протяжении всей жизни отец и мать не хотели говорить об этом, видимо, это было им трудно и больно вспоминать. Сам факт ареста отца я помню, хотя и смутно. Помню, как плакала мать на кровати, и полотенце, которым она вытирала лицо, было мокрым. Потом мы с матерью уехали в Нижнеудинск и жили в том доме,где жила семья Волковых. Помню совсем молодыми Николая, Бориса и подростком Федора, этот дом на ул. Кашика, деда Кирилла в нём уже не было.
Кажется, я всё начал с конца... Хорошо, что ты решил написать это для дочери, свои корни семейные нужно знать. А во времена, когда мы росли, было не принято говорить о родственниках. И как-то нам об этом старались не рассказывать вообще. В целом твои оценки и жизнеописания наших родственников справедливы и с большей частью с ними можно согласиться. Ты изложил свой взгляд на эту проблему и вполне можешь обойтись без комментариев. Но если задашься целью приблизить эти описания как можно ближе к истине, то можно было бы внести некоторые коррективы.
Среди них: дед Кирилл погиб на службе, переводил стрелки, задумался и оказался под колёсами поезда.
Дядя Петр был чекистом, работал где-то в Белоруссии. В войну он не погиб, с ним после войны была переписка. Помнишь наш первый велосипед марки “Диамант”? Его купили позже, чем мы просили, потому что у дяди Пети жена работала в торговле, сделала растрату, и отец с

 

* Окончание.Начало в № 4-5 за 1998г.

 

 

 

матерью и другие, видимо, родственники помогали ей выплатить эту недостачу. Отправили ей, как мне помнится, 500 рублей, что по тем временам было близко к стоимости велосипеда. И мать говорила мне: -”Вот пришлет дядя Петя долг, и мы купим тебе велосипед”.
Как известно, велосипед нам купили в 1948 году, — на нем ты в первый же заезд врезался в столб телеграфный и должен запомнить этот эпизод.(Помню, это было на площадке между магазином и школой, этот столб и в футбол мешал играть).
Я не согласен с тобой в оценке бабушки нашей Евдокии Петровны. По фактам, которые ты приводишь, всё правильно. Был и такой эпизод, когда бабушка стучала кулаком по ладони и изливала свою подпитую в тот момент душу. Встречался я с бабушкой и в период учёбы в университете.И в это время она просила у меня “на чикушку”. Но ведь это последний, конечный этап её жизни. А что было в начале? Она вырастила 7 детей в нужде. Рано лишилась мужа и поднимала их одна. Потом проводила на войну любимого и единственного зятя дядю Мишу, мужа Веры Кирилловны, Петра, Николая, Бориса!
Дядя Миша и Николай служили в одной дивизии, встречались на войне. Дядя Миша погиб в рукопашном бою, его сзади проколол штыком фашист. Это мне рассказывал дядя Коля, он был офицером по особым поручениям при штабе и после боя разговаривал с очевидцами.
Дядя Коля прошёл всю войну и в конце командовал батареей противотанковых пушек.
Так вот, по рассказам матери и отца, бабушка начала пить “ на радостях”, когда с войны вернулся Николай, потом Борис, он воевал на востоке, другие родственники и знакомые.
Бабушка была очень подвижна, ходила быстро до конца дней, была очень душевной и доброй. Её любили соседи и родственники, не говоря о детях. Она принимала всех попавших в беду, нас в 1938-м, тётю Веру с Люсей, когда дядя Миша ушёл на войну.
О маминой родне и роде можно сказать больше. Это байкальские поморы. По материнской линии — это старейший род Орловых. Их многочисленные отпрыски в тройном, четверном колене и сейчас широко представлены в Прибайкалье. Вся дельта реки Селенги, где живут Орловы, почти сплошь наши родственники. В 1993 году, когда мы с Андреем путешествовали по Байкалу, останавливались в Оймуре.
Оказалось,что директор местного рыбзавода Орлов — тоже наш родственник. Прабабушку свою я помню, есть фото: отец, мать, я и прабабушка в длинной-длинной юбке, в которую я прятался.
Конечно, можно было бы добавить ещё кое-какие факты и эпизоды, если углублять это исследование...
В целом, ты молодец, что занялся этим. Дети должны знать историю своей фамилии, помнить

 

 

 

Скачать полный текст в формате RTF

 

 

>>

 

 

оглавление

 

"ДЕНЬ и НОЧЬ" Литературный журнал для семейного чтения (c) N 4 1999г